Страховым компаниям запретили навязывать другие услуги при оформлении полиса ОСАГО

Страховая компания не имеет права навязывать дополнительные услуги страхования при заключении договора ОСАГО! Об этом заявили в управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, которое потребовало прекратить подобные нарушения со стороны вологодского филиала Росгосстраха. И областной, и Четырнадцатый апелляционный арбитражный суд поддержали его решение. 

Начиная с 2013 года в областное управление ФАС поступили заявления от 18 граждан, жителей разных районов области, на действия филиала ООО «Росгосстрах», специалисты которого сообщали гражданам, что для заключения договора ОСАГО им необходимо в обязательном порядке еще оплатить и приобрести страховой полис «РГС-Фортуна «Авто» на сумму 1000 рублей. Комиссия УФАС признала ООО «Росгосстрах» нарушившим п.3 ч. 1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания услуг страхования водителей и пассажиров от несчастных случаев (РГС-Фортуна «Авто» ) и выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В феврале этого года Арбитражный суд Вологодской области оставил в силе решение Вологодского УФАС, но Росгосстрах подал апелляционную жалобу в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. 10 июня он своим решением также встал на сторону антимонопольного органа. 

 Между тем, пока продолжалось разбирательство, граждане не переставали обращаться в УФАС с аналогичными жалобами. Однако с момента принятия судом решения предписание антимонопольного органа становится обязательным для его исполнения, и, если страховая компания и дальше продолжит навязывание дополнительных услуг страхования при заключении договора ОСАГО, размер административного штрафа за каждый подтвержденный факт нарушения составит 300 тысяч рублей. 

Более подробно прокомментировать ситуацию мы попросили ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля управления Ирину Смышляеву.

- Похвально, что антимонопольный орган встал на защиту интересов потребителей, но разве это входит в его полномочия? Насколько известно, надзор за этой сферой потребительского рынка осуществляет Роспотребнадзор.

- Дело в том, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на локальном региональном рынке страховых услуг в 26 районах области. Это означает, что в каждом из районов его доля составляет более 20% и как минимум 20% потребителей пользуются его услугами, а в некоторых районах эта цифра достигает и 100%, то есть здесь население вообще лишено выбора страховых организаций. Действительно, наряду с нами контроль за деятельностью страховых компаний осуществляет и Роспотребнадзор в рамках законодательства о защите прав потребителей, поэтому рассмотрение жалоб специалистами нашего управления идет параллельно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Более того, мы выступили с инициативой проведения «круглого стола» с обсуждением ситуации на рынке страховых услуг с приглашением Роспотребнадзора, Центробанка, который также осуществляет контроль в сфере оказания страховых и финансовых услуг, прокуратуры по Вологодской области. По примеру монополиста другие страховые компании начали вводить подобную негативную практику навязывания услуг, и мы не должны допустить, чтобы она распространялась дальше. Нельзя не отметить активную позицию самих граждан в отстаивании своих прав: они первыми забили тревогу, лично приходили и к нам в управление, и на судебные заседания. Суд поддержал нашу позицию во многом благодаря их активным действиям, повлиявшим на положительный исход дела. Большое спасибо им за поддержку и понимание.

 - Подобные нарушения со стороны Росгосстраха были допущены только в нашей области или в других регионах тоже? 

 - К сожалению, данное нарушение системное, характерное и для других российских регионов. Например, в Башкортостане Росгосстрах навязывал к ОСАГО полис ДОСАГО. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который поддержал позицию антимонопольного органа, выдавшего предписание о прекращении навязывания полиса ДОСАГО. После этого башкирский Росгосстрах стал благополучно навязывать полис «РГС-Фортуна «Авто». Что же, начинать процесс сначала? Мы прекрасно понимаем, что только карательными мерами проблему не решить. Ведь она возникла потому, что альтернативных организаций, заключающих договоры ОСАГО, в стране недостаточно, и наша служба сейчас разрабатывает проект, с тем чтобы сделать эту услугу рыночной, конкурентной, чтобы каждая страховая компания была заинтересована в привлечении клиентов более выгодными для них условиями. 

 - Решение вступило в силу. Имеют ли потребители возможность вернуть незаконно взятые деньги?

- Они могут сделать это в судебном порядке и за основу при предъявлении иска могут использовать наше предписание, где доказан факт нарушений.


Татьяна Шалушкина