Вологодские антимонопольщики пресекли распространение рекламы с курящим ребенком

В начале апреля телефон в управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области стал разрываться от звонков вологжан. Специалисты ФАС сначала не сразу поняли, о каком курящем ребенке идет речь. Все стало ясно, когда на стол руководителя лег рекламный календарик одной из фирм такси с изображением малыша с сигаретой во рту и характерным для курильщиков жестом. Под картинкой подпись: «Реальные пацаны скидок не просят».
Нехорошая реклама
Первая реакция - как у всех: шок и возмущение. Вскоре в ФАС поступили заявления от обычных граждан, представителей учебных заведений, администрации Вологды, Центра материнства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуры Вологды, других организаций с требованием пресечь опасную, призывающую детей к курению рекламу. Она прозвучала словно вызов политике российского Правительства, ужесточившего борьбу с курением. 
ФАС отреагировал незамедлительно. 9 апреля состоялось заседание комиссии ФАС, которая рассмотрела дело в отношении владельца таксомоторного предприятия, предпринимателя Виктора Попова. Ему были предъявлены обвинения в соответствии со статьями 5 и 6 Закона «О рекламе». Одна из них запрещает демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготовленных на его основе, другая - показ несовершеннолетних в опасных ситуациях.
На заседание комиссии были приглашены и заявители. Первой предоставили слово заведующей вологодским детским садом «Карамель» Светлане Питеряковой. 
- В конце марта дети начали приносить в садик эти календари и играть в сюжетно-ролевые игры, подражая изображенному на картинке «крутому пацану», - рассказала она. - Нам пришлось объяснять, что этого нельзя делать. Мы на занятиях постоянно ведем агитационную работу против курения, рассказываем о вреде табачного дыма, знакомим детишек со знаками о запрете курения. И вот теперь вся наша работа насмарку. Потом ко мне пошли родители с претензиями, будто эти календари дети приносят из садика. Я лично несу ответственность перед ними за содержание и воспитание детей, поэтому и была вынуждена написать заявление в ФАС. Хорошо, что есть служба, разбирающаяся в таких вопросах. 
Высказала свое мнение и представитель Совета ветеранов одного из микрорайонов Вологды Людмила Маркова:
- У меня самой растут внуки, я неустанно борюсь с курением в подъездах, развешиваю объявления с просьбой, чтобы люди не курили, а теперь все подъезды забросаны этой нехорошей рекламой. Неужели ее заказчик не подумал о последствиях, или он настолько безграмотен?
Придется ответить
Казалось бы, приведенные факты неоспоримы, однако у самого предпринимателя Виктора Попова и его представителя Александра Смирнова нашлись аргументы в свою защиту. Они по-своему трактуют правовую квалификацию закона: мол, он запрещает демонстрацию процесса, его процедуру, которая заключается в наличии зажженной сигареты и дыма. Данная цепочка действий в рекламе не отражена. И потом, почему все решили, что во рту у ребенка сигарета, а не ее имитация, например, леденцы «Чупа-чупс»? Ведь в форме сигарет продаются не только конфеты, но и жевательные резинки, брелки, фонарики, лазерные игрушки… Утверждение о причинении опасности ребенку, по мнению ответчиков, тоже имеет субъективный характер. Это всего лишь художественный взгляд дизайнера. Данная реклама, по их утверждению, несет единственную смысловую нагрузку - маленький человек хочет быстрее повзрослеть и иметь возможность платить за услуги такси. Да и вообще эта информация предназначалась не для детей, а для родителей, которые должны следить за тем, во что играют их дети. 
На вопрос, достигли ли они своей цели, Виктор Попов дал уклончивый ответ: «Сложно сказать. Рекламы сейчас много…»
На комиссию был приглашен и конечный распространитель продукции, разносивший ее по почтовым ящикам. Алексей Киселев так обосновал свою позицию: в договоре перед нами не ставится задача вникать в содержание рекламы: что получим, то и распространяем. «Но на будущее обязательно сделаем соответствующие выводы», - пообещал он.
Выслушав мнения сторон, комиссия вынесла следующее заключение: признать рекламу ненадлежащей, нарушающей статьи 5, 6 Закона «О рекламе» и выдать предписание о ее прекращении, передать дело для возбуждения административного производства и наложении на виновников штрафных санкций. В соответствии с Законом «О рекламе» ответственность за ее содержание несет и тот, кто ее печатал.
К сожалению, представители типографии не явились на заседание комиссии, представив письменное объяснение. Принято решение также возбудить дело и в отношении типографии, если будет доказано, что в распространении рекламы есть и ее вина, ведь работники типографии могли не согласиться печатать календари с изображением ребенка. 
Кроме того, ФАС обязала предпринимателя остановить выпуск ненадлежащей рекламы, снять оставшийся тираж в 34 тысячи (100 тысяч уже разошлись по потребителям) и отчитаться об этом в письменном виде.
- Во всей этой печальной истории радует одно - правильная и оперативная реакция населения, - отмечает эксперт управления ФАС Юлия Турчина. - Посмотрите, как всколыхнулись люди! К нам поступило более 20 обращений, не считая телефонных звонков. Значит, общество одобряет антитабачную политику государства и требует прекращения стимулирования продажи и распространения табачных изделий.

Татьяна ШАЛУШКИНА