• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Платить или не платить, или На чьей стороне правда

В редакцию «Маяка» обратились жители поселка Лесково, установившие в своих квартирах индивидуальные приборы учета потребления воды. Люди возмущаются, что опломбирование счетчиков коммунальщики управляющей компании ООО «УК Сосны» производят на платной основе. Причем стоит эта недолгая операция ни много ни мало 508 рублей. Впрочем, дело здесь даже не в цене, а в том, что лесковцы считают действия коммунальщиков незаконными, а платную опломбировку счетчиков называют не иначе как навязыванием невыгодной услуги.
 
«Помогите разобраться в этой ситуации, – попросили нас жители поселка. – Хотя мы уверены, что правда на нашей стороне». Первым делом мы обратились за разъяснением в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) Вологодской области – к заместителю начальника П. А. Шубину. Его ответом стала дословная формулировка пункта 81.9 из Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах». Мы тоже приводим ее дословно: «Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы». Правда, при этом Петр Анатольевич сделал оговорку: опломбирование счетчиков на платной основе возможно в тех случаях, если данная услуга подкреплена какими-­либо нормативно-­правовыми актами.
После этой консультации мы пообщались с представителями управляющей компании, которые подтвердили, что действительно пломбируют индивидуальные водные счетчики только на платной основе. На каком основании? На таком, что «данный вид работы не был включен собственниками многоквартирных жилых домов в перечень работ, выполняемых за счет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома». Кроме того, коммунальщики пояснили, что опломбировку счетчиков производят согласно составленной калькуляции. Как видим, ни о каких нормативно­-правовых актах здесь говорить не приходится.
Буквально на следующий день после начала нашего журналистского расследования (9 октября) автор этих строк побывал на пресс-­конференции заместителя руководителя Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы Н. В. Мерзляковой на тему «Действия Вологодского УФАС в 2013 году по пресечению нарушений в сфере ЖКХ». Причем в повестке дня значились именно нарушения, допускаемые: а) уп­равляющими компа­ниями и б) ресурсоснабжающими организациями. Автор данной статьи поднял вопрос о ситуации в поселке Лесково. Оказалось, что в последнее время жалобы по поводу платной опломбировки индивидуальных счетчиков на воду поступают в УФАС регулярно, в связи с чем антимонопольщики стали заниматься этой проблемой особенно плотно.
– Наша позиция такова: гражданин не должен платить за опломбировку счетчиков, поскольку со стороны коммунальщиков это является навязыванием невыгодных условий договора, не предусмотренных законодательством, – пояснила Н. В. Мерзлякова. – Так что платить за такую навязываемую услугу не нужно. Но поскольку эта проблема сегодня стоит достаточно остро и тщательно изучается антимонопольным органом, необходимо написать жалобу (заявление) на наш адрес, и мы начнем разбирательство.
Далее Наталия Валерьевна добавила, что можно обратиться и в суд, особенно в том случае, если граждане, которым пришлось оплатить навязанную услугу, намерены вернуть свои деньги. Потому что возврат денег входит именно в компетенцию суда, а не антимонопольного ведомства. При этом, заместитель руководителя Вологодского УФАС и ее подчиненные, принявшие участие в работе конференции, дали ясно понять журналистам, что лучше сначала обратиться в их ведомство, и после того, как оно установит факт нарушения со стороны управляющей компании, можно будет обратиться в суд. Причем он, в свою очередь, тоже может привлечь сотрудников антимонопольного органа для выступления в суде в качестве экспертов или ответчиков: в зависимости от того, с какого рода жалобой приходится разбираться. Получили журналисты разъяснения и относительно порядка обращения граждан в УФАС. К заявлению, которое может быть коллективным либо от лица, представляющего интересы граждан, необходимо приложить все имеющие отношение к конкретной ситуации копии документов: чек за оплату, договор (если есть), калькуляцию и т. д. (Номер телефона приемной УФАС 72­99­70).
Если сотрудники антимонопольной службы выявят признаки нарушения, то ими будет возбуждено дело по нарушению антимонопольного законодательства, и в УФАС для дальнейшего разбирательства на комиссию будут приглашены заинтересованные лица и представители организации, совершившей неправомерные действия. Если ее вина будет установлена, то будет вынесено и соответствующее решение. Если же факт нарушения не подтвердится, дело будет прекращено. По словам Н. В. Мерзляковой, в любом случае заявители обязательно получают соответствующий ответ на свое обращение. В течение 30 дней с момента регистрации заявления.
– Правда, в зависимости от обстоятельств срок рассмотрения жалобы или дела по нарушению антимонопольного законодательства может быть и продлен, закон это предусматривает, – сообщила Наталия Валерьевна. – Но и о каждом продлении срока заявитель будет обязательно уведомлен.
Так что, как дальше будут развиваться события в Лескове по вопросу опломбирования счетчиков потребления воды, во многом зависит от самих жителей.
Юрий Подгаецкий.