Игра в пятнашки

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Транспортники Вологды не могут поделить 15-й маршрут. | Фото Дениса Краснова

Сразу два оператора 15-го маршрута автобусов появилось в Вологде.

«Я сел на остановке, как и обычно, на автобус номер 15, — рассказывает житель Вологды Кирилл Матросов (данные изменены в соответствии с ФЗ „О СМИ“). — Предъявил проездной, а кондуктор говорит, чтобы я выходил из автобуса, потому что теперь эту линию обслуживает ПАТП № 1».

Между тем и некоммерческое партнёрство «Перевозчики пассажиров» осталось на маршруте.

С кем ехать?

По словам директора МУ «ПАТП № 1» Алексея Карулина, его предприятие месяц назад выиграло конкурс на обслуживание этого маршрута. «28 апреля с нами заключён договор, — говорит он. — Чтобы не вводить в заблуждение пассажиров, на маршрут мы выехали с 1 мая, чтобы люди могли приобрести наши проездные билеты».

Алексей Васильевич пояснил, что «Перевозчики пассажиров» были в курсе, что договор с ними не продлён. «Сейчас они работают нелегально, — возмущается директор ПАТП № 1. — Мы направили обращение в Администрацию города и в прокуратуру. Мы хотим, чтобы ситуация вошла в правовое поле. Прежний перевозчик имеет право опротестовать итоги конкурса, но они стали продавать проездные билеты на май... И свои претензии пассажиры должны предъявлять именно к прежнему перевозчику».

Заместитель начальника департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройству и транспорту Администрации города Антон Мусихин рассказал, что сейчас в рамках действующего законодательства проходят проверки, а руководство прежнего перевозчика привлекается к административной ответственности. «Единственным законным перевозчиком на маршруте является ПАТП № 1», — подтверждает он.

Ситуация, по словам Антона Сергеевича, возникла в связи с тем, что этот маршрут начал действовать до того, как была сформирована нынешняя городская маршрутная сеть. «Основная часть договоров на право обслуживания городских автобусных маршрутов действует до конца этого года, — рассказывает он. — Эти договора заключались на новые маршруты с новой нумерацией. Что касается 15-го маршрута, который раньше имел номер 48, то на него договор действовал уже тогда. Его маршрут не менялся, была изменена только нумерация». Как говорит Антон Сергеевич, конкурс на этот маршрут был проведён раньше, поэтому и теперь он прошёл отдельно от остальных маршрутов.

А вот конкурс по маршруту № 23 не состоялся — все заявки участников были отозваны. «В ближайшее время он будет проведён заново, — говорит Мусихин. — Сейчас по нему перевозки осуществляются по старому договору. Сейчас на новый конкурс заявки поступили, и в течение мая будет известен новый перевозчик».

«Все уже поделено до нас»

Вторым участником конкурса было ООО «ПАТП-34», входящее в состав Некоммерческого партнёрства «Перевозчики пассажиров». Директор партнёрства Сергей Мальцев итогов конкурса не признаёт. Как он рассказывает, предприятие уже опротестовало итоги конкурса в ФАС и прокуратуре. «Там заведомо действовал административный ресурс, — считает он. — ПАТП-1 выиграло за счёт собственной базы. Возникает вопрос, почему так. Ведь было известно, что у нас в собственности базы нет». Сергей Мальцев считает, что его предприятию в текущих условиях победить было невозможно. «Нас выживают из города, — полагает он. — Сейчас идут большие вливания в ПАТП-1, поскольку мы с ними даже конкурировать не можем. А вот с маршрутом № 23 ситуация совершенно комедийная. ПАТП № 1 выиграло конкурс, но затем отказалось от маршрута».

По словам государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти Вологодского УФАС Людмилы Нестеровой, в одной жалобе заявитель усматривает неправомерность победы МУ «ПАТП № 1» в конкурсе, а в другой — необоснованность отказа от участия в конкурсе. «Предварительно мы усматриваем нарушение статьей 15 и 17 закона „О защите конкуренции“, — говорит она. — В ближайшее время может быть возбуждено административное дело».

По словам Алексея Карулина, ПАТП № 1 отказалось от обслуживания маршрута № 23, потому что у них в заявках на маршруты были указаны одни и те же резервные автобусы. «Они эксплуатируются в случае технической неисправности основной техники, — рассказывает Алексей Васильевич. — Мы должны были выбрать, на каком маршруте использовать резервные автобусы, и выбрали в пользу маршрута № 15».

Сейчас «Перевозчики пассажиров» готовят обращение к президенту Владимиру Путину. «Надеемся обратить его внимание на то, что происходит в Вологде», — говорит Сергей Мальцев.