Можно повеситься

№45 (788) от 13 ноября 2012 г.


Можно повеситься

Считать ли световой короб рекламой или это вывеска? С этого вопроса начался конфликт городских властей и предпринимателей.

Высший Арбитражный суд поставил точку в споре из-за вывесок между вологодскими предпринимателями и городскими властями.

Вот уже больше года вологодский бизнес ведет борьбу за право размещать вывески, не согласовывая их с Администрацией города.

Что является вывеской, а что рекламой, теперь разъяснил Высший Арбитражный суд РФ. Он однозначно встал на сторону предпринимателей.

 

Свои правила

Мы не раз рассказывали о ситуациях, когда вывески были сняты (причем иногда в ночное время), несмотря на протесты владельцев (например, материал «Зубная боль» в номере от 23 августа 2011 года или статья «Ночной позор» в номере от 17 июля 2012 года и другие).

Так, без вывесок в свое время остались магазин «Библиомаркет», «Центр стоматологии Атриум Дент Студио», салон сотовой связи «Мобильный рай» и другие. Объясняя причины, по которым вывески были демонтированы, Юрий Смола, референт заместителя главы города, начальника Департамента градостроительства и городской среды, настаивал на том, что это вовсе не вывески, а рекламные конструкции.

В частности, в интервью журналу «Бизнес и власть» (№5 за 2011 год) он говорил: «Администрация города Вологды считает, что так называемые вывески имеют все признаки рекламных конструкций, если при их размещении используются осветительные приборы, а сами они направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц».

Вячеслав Хлевчук, заместитель руководителя вологодского управления Федеральной антимонопольной службы, назвал эти выводы «мягко выражаясь, непрофессиональными». «Это выбор предпринимателя, какой делать вывеску — деревянной, пластиковой, железной, в виде светового короба или выложенной светодиодными лампочками», — говорит Вячеслав Тихонович.

Кроме того, бизнесмены обязаны оформить вывески для своих торговых точек, салонов услуг и т.д. Таковы требования закона «О защите прав потребителей»: предприниматели не имеют права не донести информацию о своем месте расположения до потенциальных посетителей. Статья 9 этого закона предписывает нанести фирменное наименование своей организации и место ее нахождения на вывеску. За нарушение статьи 9 бизнесменам грозит штраф, а при злостном уклонении от выполнения своих обязанностей — закрытие.

 

Между штрафом и убытком

В итоге вологодские предприниматели оказались между двух огней — не оформить вывеску они не имели права, а как только вешали ее, конструкция тут же признавалась… рекламой. Чтобы все «сделать по правилам», бизнесменов отправляли в специализированные организации, которым нужно было заплатить кругленькую сумму.

Так, в интервью журналу «Бизнес и власть» №1 за 2009 год Юрий Смола рекомендует: «Обязательно потребуется проект рекламного сооружения, который будет заказан в специализированной организации, работающей в сфере проектирования рекламных конструкций и их монтажа, имеющей опыт работы в этом направлении, нужные знания, соответствующее разрешения, лицензии».

По словам Вячеслава Хлевчука, никакого проекта не требуется, поскольку вывеска не является объектом архитектуры, да и само изготовление вывесок — это вид деятельности, не подлежащий лицензированию. В данной ситуации городские власти самовольно вторглись в сферу, которая регулируется федеральным законодательством. «По словам предпринимателей, их таким образом просто вынуждали заплатить определенным организациям», — говорит Вячеслав Тихонович.

Из-за отсутствия вывесок бизнесмены терпели убытки. К примеру, многие вологжане решили, что раз вывесок нет, то, значит, на улице Мира закрылись парикмахерская, книжный магазин, салон сотовой связи и т.д., и перестали их посещать. «В деле по вывескам, снятым на улице Мира, фигурируют суммы убытков: по крупным торговым точкам они доходят до 500 000 рублей, а также до одного миллиона рублей», — пояснил Денис Ампилов, государственный инспектор управления ФАС по Вологодской области.

 

Очевидное-невероятное

Конфликт получил развитие после того, как городские власти стали вынуждать «Центр стоматологии Атриум Дент Студио» (фирма «Дентал-СВ») снять вывеску-световой короб на том основании, что он якобы является рекламой. Владелец Центра пожаловался в ФАС, антимонопольщики сочли действия городской администрации нарушением закона о защите конкуренции. В результате было возбуждено административное производство в отношении бывшего заместителя главы Вологды — начальника департамента градостроительства Ильи Самарина, который получил наказание в виде штрафа.

Решение было поочередно обжаловано в судах всех инстанций — от первой до Высшего Арбитражного суда РФ, который отклонил исковые требования Администрации города Вологды. Теперь это решение обжалованию не подлежит. Более того, 8 октября этого года Пленум Высшего Арбитражного суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе». В этом документе специально для разрешения конфликтов, подобных тому, что возник в нашем городе, четко прописаны спорные моменты.

По поводу того, считать ли вывеску рекламой, там сказано однозначно, что «не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона». Также разъясняется, что рекламой не может быть признано название организации, если оно размещено в месте ее нахождения, при этом нельзя считать рекламной конструкцией вывеску лишь на том основании, что на ней нанесена информация о режиме работы и реализуемом товаре.

«После этого постановления пленума все предприниматели, у которых сняли вывески, могут обратиться в суд и потребовать возмещения нанесенного им ущерба, — поясняет Вячеслав Хлевчук. — А вообще это беспрецедентный, из ряда вон выходящий случай! Высший Арбитражный суд разбирал вопрос, который любому профессионалу в сфере рекламного законодательства кажется простым и очевидным!»

Как сообщили в Администрации г. Вологды, Юрий Смола сейчас находится в отъезде и не может пообщаться с журналистами, городские власти обещают дать свои комментарии на следующей неделе.

Наталья Михайлова