Как будет меняться система госзакупок.

Сейчас государственные закупки осуществляются в рамках ФЗ-94. Однако уже осенью Государственная Дума может принять новый закон «О федеральной контрактной системе». О том, что изменится в порядке размещения госзаказа, рассказали специалисты Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы.

Федеральная реформа
Ежегодный оборот в сфере государственных и муниципальных закупок доходит до 13 триллионов рублей. Это немалый «кусок» отечественной экономики, который большинство экспертов считают одним из самых коррупциогенных. Между тем, если составление и размещение заказа еще как-то регулируется нынешним законодательством, то  исполнение работ оказывается вне этого поля. Именно это заставило федеральные власти начать работу по созданию в стране контрактной системы. После двух лет обсуждений и консультаций уже этой осенью Госдума планирует рассмотреть изменения в существующее законодательство о госзакупках. После принятия и опубликования документа будет введен годичный переходный период, за который все заказчики и предприниматели - участники торгов должны будут перестроить свою работу согласно новым контрактным принципам.
- Мы находимся на стадии реформирования всей системы, - поясняет старший государственный инспектор Вологодского УФАС Наталья Мерзлякова. - Проект закона регламентирует отношения на всех стадиях размещения заказов, в том числе на стадии планирования закупок и исполнения контрактов.
Основными этапами системы закупок новый закон называет прогнозирование, планирование, осуществление закупок и контроль за исполнением заказа. 
Заказчик должен будет составить план-график своих закупок на год вперед, а также спрогнозировать свои приобретения на срок до трех лет. Чтобы вести эту работу на должном уровне, в каждом учреждении, которое тратит бюджетные средства, должен появиться контрактный управляющий или даже полноценная контрактная служба, которая полностью возьмет сферу закупок под свой контроль. 
Борьба с недобросовестными поставщиками
Еще одной антикоррупционной мерой должно стать упорядочение принципов обоснования закупок, а значит, повышения эффективности расходования бюджетных средств. 
- Нужно будет четко прописать объем закупок, способ определения поставщика, объем денежных средств, но самое главное - нужно обосновать необходимость самой закупки, - говорит Наталья Мерзлякова. 
Среди способов определения поставщика товаров или услуг останутся уже привычные нам - открытый конкурс, электронные аукционы, запрос котировок. Есть и новшества. У заказчика появится возможность проводить так называемый двухэтапный аукцион. Заказчику позволят на одном из этапов уточнять у предпринимателей интересующие его параметры товаров, положения заявки. 
Ноу-хау контрактной системы - конкурс с ограниченным числом участников. Некоторые инновационные разработки для госнужд могут поставить малое число компаний. Для таких заказов  введут предквалификационный отбор, после которого бизнесмены и будут допускаться до основных конкурсных процедур.
Предлагается и решение так называемой проблемы «конца года». Многие бюджетные учреждения именно в конце финансового года получают дополнительное финансирование. Происходит это из-за уточнения расходной и доходной части бюджетов всех уровней. Провести же полноценный аукцион за эти месяц-два иногда бывает просто невозможно. В новом законе появится экономящий время способ - запрос предложений от поставщиков.
Еще одна проблема действующего законодательства - недостаточная невозможность отстранения от аукционов недобросовестных поставщиков. ФЗ о контрактной системе эти недоработки призван устранить. Так, участник может быть отстранен от торгов в любой момент, если конкурсная комиссия обнаружит в предоставленной документации о себе или о товаре недостоверную информацию. Могут снять «с пробега» и тех, кто был судим по статьям, связанным с профессиональной деятельностью. Кроме того, контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке любой из сторон. Пока же для этого нужно согласие двух сторон или решение суда. К расторжению контракта со стороны заказчика может привести ненадлежащее качество товара, некомплектность поставляемого оборудования, нарушение сроков проведения работ.
Демпинг не пройдет
Нашли законодатели и способ бороться с теми предпринимателями, которые выигрывают торги, устанавливая нереально низкие цены на свои услуги. Чаще всего подобный ценовой демпинг приводит лишь к тому, что выигравший конкурентную дуэль бизнесмен не в силах исполнить контракт на оговоренных условиях. 
- В законе появится понятие демпинговой цены, - рассказывает Наталья Мерзлякова. - Если цена, которую предлагает подрядчик, будет ниже на 25% и более от той, которую изначально определил заказчик, то она будет определяться как демпинговая. Поставщик должен будет представить расчет цены, что станет гарантией выполнения им своих контрактных обязательств.
Также закон о контрактной системе предполагает отслеживание исполнения заказа. Каждый заказчик должен будет сдавать в уполномоченный орган (он пока не определен) отчет об исполнении контракта. Проанализировав его, контролирующий орган сможет принять решение о проведении внеплановой проверки. Контролем же обоснованности самих приобретений, скорее всего, займется Счетная палата. Ей законодатели собираются вменить в обязанность анализировать прогнозы и планы госзакупок организаций. По мнению экспертов, это позволит существенно снизить число не­обоснованных закупок, а также приобретение товаров более высокого ценового и классового сегмента, чем иногда грешат государственные и муниципальные органы.

Артем ПОМЯЛОВ