• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Интервью Наталии Мерзляковой областной газете "Красный Север"

Бензин подешевеет, когда в регионе усилится конкуренция

 

 

Алексей Третьяковtretyakov@krassever.ru

 

Prev

statics/images/arcticles/022020/12022020x4064a239.jpg

Розничные цены на автомобильное топливо находятся под постоянным контролем УФАС России по Вологодской области.

Фото с сайта bashnews.ru

statics/images/arcticles/022020/12022020x1f53d416.jpg

Наталия Мерзлякова.

Next

Вологодчина заняла 35-е место среди российских регионов по доступности бензина. Соответствующий рейтинг опубликовало на днях РИА «Новости». Эксперты подсчитали, что на среднюю зарплату житель области может приобрести 774 литра 92-го бензина. Больше всего топлива, согласно исследованиям, в начале нынешнего года на среднемесячную зарплату можно было купить на Крайнем Севере, в Москве и Санкт-Петербурге, меньше всего - на Северном Кавказе. Об этом и многом другом мы говорили с руководителем Вологодского УФАС Наталией Мерзляковой. 

Что с топливом и парковками?

- Наталия Валерьевна, автомобилисты, депутаты, общественники периодически поднимают тему дороговизны бензина по сравнению с соседними регионами. Были ли за последнее время зафиксированы нарушения на топливном рынке региона? И как, на ваш взгляд, можно все-таки обуздать аппетиты продавцов горючего? 
- Еще в ноябре 2018 года между Минэнерго, ФАС России и рядом нефтяных компаний, таких, как «ЛУКойл», «Татнефть», «Газпром нефть», было подписано соглашение о стабилизации ситуации на рынке. Нефтяники обязались не превышать темпов роста розничных цен на топливо с 1 января 2019 года более чем на 1,7%, а с 1 февраля - выше среднегодового уровня инфляции.
Информация, которую мы получаем от крупных розничных продавцов топлива в Вологодской области, свидетельствует о выполнении ими взятых обязательств. 
В частности, динамика розничных цен на бензин АИ-92 варьировалась от снижения на 10 копеек до роста на 1 рубль 70 копеек (максимальное подорожание составило 4,04%), на АИ-95 - от снижения на 30 копеек до подорожания на 1,95 рубля (4,06%). Рост стоимости дизтоплива на АЗС области составил от 40 копеек до 2,72 рубля (3,28%). 

В минувшем году были проведены проверки четырех розничных продавцов топлива в Вологодской области: ООО «ЛУКойл-Центрнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр», ООО «Шелл Нефть», ООО «Энтиком-Инвест». Нарушений в их действиях не выявлено. 
Отмечу, что главной причиной высокого уровня розничных цен на автобензины и дизтопливо остается неразвитость конкуренции. И это беда не только Вологодской области, но и других российских регионов, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями. 
Кроме того, особенностями Вологодской области являются отсутствие в регионе нефтеперерабатывающей промышленности и большая протяженность территории, что приводит к серьезным транспортным издержкам и в конечном итоге влияет на стоимость нефтепродуктов. Поэтому вывод один - необходимо развивать конкуренцию. 
- Другой важный для авто­владельцев вопрос. В прошлом году администрация Вологды утвердила комплексную схему организации дорожного движения. Власти вернулись к идее организации на ряде центральных улиц города платных парковок. Но ведь буквально в 2018 году УФАС выиграло дело о незаконном создании платных парковок в Вологде. Отслеживаете ли вы сегодня развитие ситуации и готовы ли в нее вмешаться? 
- По имеющейся у нас информации, администрацией города принято решение провести реконструкцию привокзальной площади, где планируется установить платные парковки. Мы следим за этой ситуацией. Позиция УФАС в том, что само по себе создание платных парковок не противоречит действующему законодательству и входит в полномочия органов местного самоуправления. Громкое дело «о платных парковках» 2018 года стало возможным и устояло в судебных инстанциях благодаря целому ряду нарушений процедуры закупки. Ее проводило бюджетное учреждение, не наделенное соответствующими полномочиями. 
 В дорожном фонде не были предусмотрены деньги, которые должны были поступать на реализацию проекта, а установление парковок планировалось провести на территории земель общественного пользования. В деле 2018 года не оспаривались полномочия органов местного самоуправления по созданию платных парковок, а рассматривался вопрос о незаконности процедуры. 

Резонансные дела

- Какие наиболее распространенные нарушения антимонопольного законодательства фиксируют сегодня специалисты Вологодского УФАС? Назовите резонансные дела, инициированные вашими сотрудниками за последнее время. 
- В УФАС регулярно поступают заявления на злоупотребление доминирующим положением теми или иными хозяйствующими субъектами на рынках электроэнергии, газа, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также на рынках услуг ЖКХ и связи. Однако в подавляющем большинстве таких случаев (в 2019 году в 90 из 92) в возбуждении дела приходится отказывать. Причина в том, что антимонопольное законодательство не дает нам права инициировать разбирательства в отношении отдельных хозсубъектов, выручка которых не превышает 400 миллионов руб­лей. В двух случаях нами были выданы предупреждения: АО «Газпром газораспределение Вологда» в связи с уклонением от заключения с ООО «ЛенРегионГаз» соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и МУП «Водоснабжение и водоотведение» в связи с уклонением от заключения договора водоотведения с индивидуальным предпринимателем. 
- Что можно сказать о недобросовестной конкуренции в регионе?
- Здесь наиболее частыми нарушениями остаются дискредитация той или иной организации или распространение о ней ложной информации, а также непередача управляющими компаниями, от услуг которых отказались собственники жилья, документации на многоквартирный дом вновь избранным УК. В прошлом году нами было возбуждено пять дел. 
Среди наиболее резонансных хочу выделить выявленный сотрудниками нашего ведомства картельный сговор. Минувшей осенью комиссия УФАС признала три фирмы (ООО «ИНТЕР-ФАРМ», ООО «М.Ф.С.ПАРТНЕРЫ» и ООО «ПРОФЭКСПЕРТ») нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 
Федерального закона №  135-ФЗ «О защите конкуренции». Эти компании участвовали в госзакупках медицинских изделий, инструментов, оборудования и расходных материалов для нужд учреждений здравоохранения области. Всего за период с 2016 по 2018 год они совместно участвовали в 59 торгах на общую сумму начальной максимальной цены контрактов порядка 131,5 миллиона рублей. Их действия были квалифицированы как картельное соглашение, направленное на поддержание цен на торгах. 
Другое масштабное дело касалось ограничения конкуренции при проведении крупной закупки при организации и внедрении автоматизированной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Размер ущерба, нанесенного государству, ориентировочно превысил 
326 миллионов рублей. 
- Можно ли привести примеры того, как благодаря вмешательству ваших специалистов удалось отстоять интересы жителей области? 
- Конечно, например, в УФАС обратился индивидуальный предприниматель из Великоустюгского района, которому администрация сельского поселения Ломоватское не обеспечила проезд для перемещения товаров по трассе, контролируемой Приводинским ЛПУ магистральных газопроводов. Также стоит отметить, что Вологодское УФАС помогает обратившимся гражданам в подключении к инженерной инфраструктуре. 

32

жителя региона смогли подключить свои дома и дачные участки к электросетям в 2019 году благодаря вмешательству УФАС по Вологодской области. 

В 2019 году благодаря вмешательству УФАС 32 жителя Вологодской области смогли подключить свои дома и дачные участки к электросетям. 
Кроме того, после обращения к нам одного из жителей Вологды администрация областного центра исполнила предписание Вологодского УФАС о демонтаже 122 незаконно установленных рекламных конструкций. 
- Что развитие конкуренции может дать бизнесу и обычным людям? 
- Ключевой аудиторией, с которой непосредственно работает ФАС, являются бизнес и органы власти. Но в конечном итоге результат нашей работы чувствуют граждане. Честная и здоровая конкуренция препятствует необоснованному росту цен, стимулирует повышение качества товаров, расширяет ассортимент товаров, влечет за собой снижение их стоимости. Конкуренция не является панацеей от всех бед, но она по-прежнему - основа эффективно работающей экономики.

 

Файлы для скачивания

intervyu_krasnyy_sever_12_fevralya_2020_goda.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 6.77 МБ