Ползучий платон

Сфера деятельности: Контроль органов власти

На рынке обязательных платежей в России работают частные структуры — так называемые операторы социально значимых проектов.

Они обещают улучшить нашу жизнь: обезопасить товары специальной маркировкой качества, отремонтировать дороги, купить новые автомобили «скорой», сделать передвижения по городу комфортными и удобными. Но сколько и кто на самом деле на этом зарабатывает?

«Премьер» решил познакомить читателей с федеральными и не только схемами легального отъема средств.

МИЛЛИАРД В ЧУЖОЙ КОРЗИНЕ

Впервые с такой формой государственно-частного партнерства на федеральном уровне мы столкнулись в 2016 году, когда начала работу знаменитая система «Платон».

Сначала была озвучена проб­лема: российские дороги испытывают огромную нагрузку. Страна у нас большая, автомобили колесят из конца в конец, перевозят тяжелые грузы и разрушают дорожное покрытие. Государство неспособно покрыть все расходы на ремонт дорог. А ремонтировать дороги надо. И с этим трудно не согласиться.

Решать проблему доверили государственной корпорации «Ростех». В ноябре 2015 года вступает в силу Постановление Правительства № 504 об установлении на российских дорогах платы за тонну перевозимого груза в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам. «Плата за тонны» — поэтому эта система получает название «Платон». Под действие закона попадают все автомобили с разрешенной массой более 12 тонн. Право на создание системы Ростех передает частной структуре ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», учредителями которого выступили, в том числе, три физических лица. Наиболее известный — сын российского миллиардера Игорь Роттенберг. Сейчас ООО «РТ-Инвест» является федеральным оператором системы «Платон», который взимает плату с каждого многотонника, проходящего по федеральным трассам, в размере 1 руб­ля 90 копеек за километр. За всё время действия системы в Дорожный фонд России поступил 41 миллиард рублей. А что получает частная структура-оператор?

В концессионном соглашении, заключенном между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» сроком на 13 лет, в пункте 8 буквально сказано: «Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составляет 10 миллиардов 610 миллионов рублей (без учета НДС) в год и состоит из неиндексируемой и индексируемой частей.

Индексируемая часть базового размера платы концедента по концессионному соглашению составляет 46% базового размера платы концедента по концессионному соглашению. Индексация осуществляется в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Механизм индексации индексируемой части базового размера платы концедента устанавливается в концессионном соглашении».

«Концедент» — это и есть ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Конечно, за эту плату компания Игоря Роттенберга должна приобрести и обеспечивать работу 481 стационарного и 100 мобильных объектов системы контроля, нести затраты на систему регистрации, однако за 13 лет даже без индексации сумма, которую в итоге получит компания за услуги оператора, составит порядка 137 миллиардов (!) рублей. Весьма доходный бизнес.

ПРИВАТИЗАЦИЯ «СКОРОЙ»

Познакомимся с еще одним частным оператором — ООО «Эффективная система здравоохранения», которое тоже работает на территории Вологодской области и обеспечивает станции и больницы автомобилями скорой помощи.

Как и в случае с системой «Платон», сначала была обозначена социальная проблема: износ автопарка «Скорой» в 2013 году в России составил порядка 46%. В рублевом эквиваленте обновление парка автомашин стоило бы федеральному бюджету около 15 миллиардов рублей. Решением проблемы призвано было заняться АНО «Агентство Стратегических Инициатив» (АСИ), созданное в 2011 году Правительством РФ.

В 2013 году на рынок выходит партнер АСИ, частная структура ООО «Эффективная система здравоохранения», зарегистрированная в Санкт-Петербурге. Основным учредителем компании является сын члена правления компании «Газпромнефть» Даниил Барышников.

В 2013 году Вологодская область стала первым из пяти регионов, заключивших договор на получение услуг с ООО «Эффективная система здравоохранения». Таким образом, средства, выделяемые двум станциям скорой помощи в Череповце и Вологде и ряду центральных районных больниц на перевозку и оказание помощи пациентам, теперь переводятся на счет частной фирмы. О том, сколько тратит на это ОМС, можно узнать из доклада бывшего начальника Департамента здравоохранения области Игоря Маклакова за 2016 год:

«По итогам проведённого в декабре 2013 года совместного аукциона для двух городов заключены договоры с ООО «Эффективная система здравоохранения» на оказание транспортных услуг в течение 3 лет (с 1 января 2014 года по 1 января 2017 года). Были получены 20 автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» в Вологде (сумма договора на услугу транспорта 12 автомобилей — 86 миллионов рублей) и в Череповце (сумма договора на услугу транспорта 8 автомобилей — 57 миллионов рублей). Данное мероприятие позволило обновить автопарк городских станций на 30%. 

На втором этапе реализации проекта на аутсорсинг была передана транспортная услуга оставшегося парка автомобилей станций скорой медицинской помощи в объеме 40 автомобилей скорой медицинской помощи. Общее количество поступивших автомобилей распределилось следующим образом: по итогам совместного аукциона в конце 2014 года заключены контракты на оказание транспортных услуг в течение более 2-х лет на сумму 101 миллион рублей для Вологды и 152 миллиона рублей для Череповца.

В настоящее время реализован и третий этап проекта. В августе 2015 года заключены контракты на оказание комплексных услуг по обеспечению деятельности учреж­дений скорой медицинской помощи (транспортная услуга) с ООО «Эффективная система здравоохранения» в количестве 28 автомобилей на сумму 186 миллионов рублей. Новые автомобили поступили в семь центральных районных больниц Вологодской области».

Если наш читатель думает, что новые автомобили — собственность Вологодской области, то он ошибается. Все машины принадлежат ООО «Эффективная система здравоохранения». Это частная собственность конкретной фирмы, учредитель которой — конкретный человек. Станции скорой помощи покупают за счет средств Фонда ОМС только услугу. В среднем такая «аренда» одной машины обходится в сумму порядка 2,5 миллиона в год, соответственно за три года — 7,5 миллиона рублей, за пять лет — 12,5 миллиона. Конечно, средства идут в том числе на зарплату водителей, на амортизацию автопарка, ремонт и запчасти и аренду офисов. Оператор получает прибыль за исключением налогов и затрат. 

Кстати, об аренде офисов. «Премьер» нашел прелюбопытное решение суда, датированное 2016 годом, из которого следует, что ООО «Эффективная система здравоохранения» арендует, например, 52-метровый офис в башне «Империя» делового центра Москва-сити за… 5 149,72 доллара США в месяц. Это больше 330 тысяч (!) рублей по курсу на день публикации этого материала.

К слову, в 2017 году Кировская область отказалась от услуг ООО «Эффективная система здравоохранения» и намерена восстановить свой парк автомашин.

ПОМЕТЯТ

А вот еще один частный оператор, работающий под эгидой национальной идеи, — ООО «Оператор-Центр развития перспективных технологий» (ООО «Оператор — ЦРПТ»), который отвечает в России за систему маркировки товаров.

Изначально на уровне правительства было озвучено, что россиян надо спасать путем создания единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, которая призвана бороться с конт­рафактом, подделкой и «серым» нелегальным рынком. И опять-таки ну кто с этим поспорит?! По последним данным, порядка 70% (!), например, рынка черной икры в России приходится на нелегальный оборот. А статистика по легкой промышленности показывает, что около 35% от общего объема на этом рынке являются либо фальсификатом, либо конт­рабандой. И в таком случае никто не несет ответственности за наше здоровье и безопасность.

В результате Правительством РФ был утвержден перечень десяти групп товаров, которые в России с 2019 года будут подлежать обязательной маркировке. Это табачная продукция, духи и туалетная вода, одежда из кожи, пальто, плащи, куртки, штормовки и ветровки, обувь, постельное, столовое, кухонное белье. А в декабре стартует пилотный проект по маркировке черной икры. Кстати, начинается он с Вологодской области, где в Кадуйском районе работает крупнейший ее производитель — рыботорговая фирма «Диана». В эксперименте участвуют Минпромторг, Рос­тех и Центр разработки перспективных технологий (ЦРПТ), который выступил оператором проекта и уже работает на рынке маркировки шуб. Центр развития перспективных технологий является совместным проектом миллиардера Алишера Усманова, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого. На товары будет наноситься двухмерный код Data Matrix. Механизм отслеживания каждой единицы товара будет фиксировать все операции с ним с момента нанесения на производстве метки и до продажи конечному потребителю. Сколько за это заплатит потребитель, пока не совсем понятно. Проект по тотальной маркировке товаров в России только набирает обороты. Но производитель и продавец будут вынуждены закладывать расходы на обязательную маркировку в конечную стоимость товара.

ПРИПАРКОВАЛИ

Система операторов настолько прижилась в России, что её берут на вооружение и муниципалитеты. В частности, именно такой механизм хотели реализовать в Вологде в 2015-2016 годах.
Сначала, как и полагается, была озвучена социальная проблема: количество автотранспорта в Вологде растет, узкие старые улицы в центральной части города с невысокой пропускной способностью не справляются, что несет дополнительный дискомфорт жителям.

Поэтому в 2015 году было принято решение об организации платных парковочных мест. При этом изначально из бюджета города в проект не закладывалось ни копейки, а к реализации был привлечен инвестор с государственным капиталом ПАО «Ростелеком» (48,71% акций компании принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества). Оператором проекта выступило муниципальное бюджетное учреж­дение «Дорремстрой», которое заключило договор с ПАО «Рос­телеком» на сумму 89 792 856,99 рубля. В свою очередь «Ростелеком» привлекает в качестве подрядчика ООО «Городские парковки», которое непосредственно занимается установкой лицензионного оборудования для паркинга. Стоимость услуг ООО «Городские парковки» составила 
55 314 021 руб­ль. А ПАО «Ростелеком» предъявило к МБУ «Доррем­строй» счет уже на 89 792 856,99 руб­ля. Хотя фактическая сумма поставленных работ и услуг вместе с услугами «Ростелекома» составила 78 312 350,67 рубля.

В итоге Вологодское УФАС пришло к выводу, что разница, по сравнению с расчетной ценой договора, заключенного между МБУ «Дорремстрой» и ПАО «Ростелеком», составила 34 478 835 рублей. Возмещать эти деньги должны были мы с вами — жители города Вологды.

«Население переплатило бы лишние 34 478 835,48 рубля за возможность пользования платными парковками», — подвело итог Вологодское УФАС и… остановило проект, обратившись в суд. В мае этого года все парковочные автоматы с улиц города были демонтированы. И это пока единственная история, которая закончилась для наших кошельков благополучно...

Юлия Лаврова