Вологодское УФАС раскрыло картельный сговор вокруг стройки в Косково

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия ведомства признала трех участников электронного аукциона по определению технического заказчика стройки школы в поселке Косково Кичменско-Городецкого района в картельном сговоре.

Как сообщается, с заявлением о нарушении в УФАС обратилось ООО «СтройСервис» — один из участников электронного аукциона, объявленного летом 2016 года администрацией Кичменгско-Городецкого района на осуществление функций технического заказчика, контролирующего выполнение строительных работ на новой школе в посёлке Косково. В техзадании указывалось, что «подрядчик обязан обеспечить эффективное и целевое расходование средств строителями, соблюдение ими требований строительных норм, правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов».

Картельный сговор — от школы…

На участие в электронном аукционе свои заявки подали 5 хозяйствующих субъектов: Тверская городская общественная организация инвалидов «Поводырь» (г.Тверь); ООО «Аквапласт» (г. Вологда); ООО «Бизнесстандарт» (г. Тверь); ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» (г. Тверь); ООО «СтройСервис» (г. Вологда).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 565 279,82. Однако, как указывается в сообщении, в ходе аукциона цена контракта неожиданно упала сразу на 99,10% от начальной максимальной и составила всего 31 918 руб.

ООО «СтройСервис» в своём заявлении в антимонопольное ведомство указывало на то, что ходе торгов активное участие в понижении цены контракта принимали общественная организация «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов», ООО «Бизнесстандарт», ООО «Аквапласт».

На втором этапе торгов ООО «СтройСервис» сделало свое ценовое предложение — 950 000 рублей. После чего в течение менее чем одной минуты своё сделало ценовое предложение, равное 940 000 рублям, сделало и ООО «Бизнесстандарт» после чего аукцион в электронной форме завершился.

При этом, как выяснилось, ТГООИ «Поводырь» и ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» были признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе, поскольку в их заявках отсутствует копия свидетельства о допуске к работам, выполнение которых предусмотрено контрактом.

Победителем электронного аукциона стало ООО «Аквапласт». Но на этом дело не завершилось, потому что спустя некоторое время ООО «Аквапласт» уклонилось от заключения контракта по итогам аукциона в электронной форме, и право заключения контракта было предоставлено участнику, занявшему второе место — тому самому ООО «Бизнесстандарт», которое сделало второе предложение аукциона и, по мнению ООО «СтройСервис», было участником картельного сговора.

В результате проверки УФАС установило, что «Бизнесстандарт», «Поводырь» и «Служба поставки минеральных ресурсов» и ранее принимали участие еще в трех подобных закупках, ействуя по аналогичной схеме: после того как «Поводырь» и «Служба поставки минеральных ресурсов», сделавшие последнее и предпоследнее ценовые предложения, признавались не соответствующими требованиям документации, а ООО «Бизнесстандарт», сделавшее третье ценовое предложение, становилось победителем.

«Таким образом, — отмечается в сообщении УФАС, — в ходе рассмотрения заявления ООО «СтройСервис» Управлением были установлены в действиях участников аукциона в электронной форме признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах и (или) к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».
Как показало дальнейшее расследование, между ООО «Бизнесстандарт», ТГООИ «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» имелась устная договоренность об участии в аукционе в электронной форме; между ответчиками имеются взаиморасчеты, свидетельствующие о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации антиконкурентного соглашения; все три участника электронного аукциона при подаче заявок и участии исполосовали один и тот же IP-адрес.

В итоге вологодские антимонопольщики признали объединение трех тверских компаний картелью и направило материалы в правоохранительные органы для привлечения организаций к ответственности.

…До космодрома

Между тем из уведомления ФАС, оказавшегося в распоряжении РБК следует, что в прошлом году антимонопольщики возбудили свыше 330 дел, связанных с картелями. Количество картелей увеличилось на 18,4%, сговоров на торгах — на 28,4%. По оценкам экспертов, ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5–2% ВВП ежегодно.

Картели часто соответствуют признакам организованных преступных групп, от них пострадали стратегически важные проекты, такие как разработка смет для строительства космодрома Восточный, «строительство дорог и больниц, добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и медицинского оборудования, обеспечение населения продуктами». От картелей страдают Минобороны, ФСБ, МВД, Счетная палата, ЦИК, налоговики и таможенники, указывают в ФАС.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрабатывает масштабные изменения в законодательстве, которые дадут ей больше полномочий для расследований. Служба опубликовала уведомление о начале разработки такого проекта, который позволит ей изымать у компаний документы и предметы, брать у ее представителей объяснения, получать материалы оперативно-разыскной деятельности и охраняемой законом тайны.

Как следует из уведомления, служба рассчитывает, что изменения вступят в силу в марте 2018 года.