Вологодское УФАС: игра по честным правилам

 

 

Закон «О защите конкуренции» - это живой организм, постоянно меняющийся в соответствии с требованиями времени и макроэкономическими условиями. «Четвертый антимонопольный пакет», вступивший в силу в январе 2016 года, внес очередные поправки в антимонопольное законодательство. О том, как отразились эти изменения на работе профильного ведомства, рассказал заместитель руководителя Вологодского УФАС России Сергей ОСИПОВ.

Подводя итоги работы ведомства за первое полугодие 2016 года, мы впервые не сравниваем их с работой за аналогичный период прошлого года по причине кардинальных изменений, произошедших в антимонопольном законодательстве.

Эффективно заработал институт предупреждения. Так, в сфере контроля недобросовестной конкуренции с начала 2016 года специалистами управления выдано 28 предупреждений хозяйствующим субъектам, подавляющее большинство которых исполнены. Соответственно, сократилось количество возбужденных дел; в данной сфере за указанный период их всего два. В своих обращениях в антимонопольный орган заявители жаловались на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации конкурента; путем введения в заблуждение потенциальных потребителей товаров; на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица.

Изменилась административная ответственность для субъектов естественных монополий. Обращения граждан с жалобами на нарушение правил недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) со стороны организаций-монополистов, оказывающих услуги в сфере ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, электро-, тепло- и газоснабжение) теперь рассматриваются антимонопольным органом не в рамках ФЗ №135 «О защите конкуренции», а в рамках ст. 9.21 КоАП). Как следствие, в несколько раз сократились сроки рассмотрения таких заявлений. За первое полугодие Вологодское УФАС возбудило 14 дел в отношении субъектов естественных монополий по вышеуказанной статье.

Количество жалоб от участников закупок на действия заказчиков, поступающих в ведомство, не становится меньше. За первое полугодие специалисты управления рассмотрели 141 жалобу в рамках контроля ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Из них только 23 жалобы были признаны обоснованными. Большое количество необоснованных жалоб говорит, с одной стороны, о том, что участники закупок, не понимая тонкостей закона, обжалуют действия заказчика и уполномоченного органа, которые не являются нарушением. С другой стороны, большое количество необоснованных жалоб говорит о росте профессионализма заказчиков при проведении закупок.

При рассмотрении жалоб было выявлено 27 нарушений со стороны заказчиков. Наиболее часто встречаются нарушения, касающиеся порядка отбора участников закупок, а также нарушения требований к размещению конкурсной документации на официальном сайте.

Количество нарушений рекламного законодательства незначительно отличается из года в год, меняется лишь количество нарушений по определенным статьям. Сотрудниками управления в первом полугодии рассмотрено более 60 заявлений, возбуждено 23 дела, выдано 19 предписаний. По-прежнему наиболее распространенными нарушениями Закона о рекламе среди средств массовой информации является отсутствие классификации рекламной продукции, отсутствие пометки «реклама» или «на правах рекламы», превышение объема рекламы в радиопрограммах.

Антимонопольное законодательство продолжает совершенствоваться. 4 июля 2016 года вступили в силу Федеральные законы № 264 и № 316. Самые последние поправки, внесенные в антимонопольное законодательство, касаются введения иммунитетов для малого и среднего бизнеса, сокращения оснований проведения внеплановых проверок субъектов МСП. Принятие этих двух законов позволит решить множество проблем во взаимоотношениях бизнеса и органов власти.

С уверенностью можно констатировать, что Закон о защите конкуренции стал одним из главных регуляторов, устанавливающих честные правила игры на рынке, которые помогают противодействовать монополизму во всех сферах экономики.