Протокол № 2 (20) от 22 декабря 2015г.

П Р О Т О К О Л

заседания Общественно-консультативного совета Управления Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области

22 декабря 2015г. № 2/20
_______________________________________________________

г. Вологда

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:     

Руководитель Управления ФАС России

по Вологодской области                                                                  Мерзлякова Н.В.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Совета от Вологодского УФАС : 

Старший государственный инспектор                                               Анпилов  Д.С.
Заместитель начальника отдела котроля АМЗ и
экономического анализа                                                                  Смышляева И.А.

Члены Совета от НКО и бизнес-сообщества:

Заместитель директора  по научной работе
ФГБУН  «Институт социально-экономического
 развития территорий РАН»                                                                    Гулин К.А.
Секретарь, главный правовой инспектор
 Вологодской областной Федерации  профсоюзов                              Лапина Л.В.
Уполномоченный  по защите прав предпринимателей  
по Вологодской области                                                                         Ткачук  С.Н.                                         
По доверенности от Канаева А.В. – председателя           
Вологодского регионального отделения Всероссийского
совета местного самоуправления                                                          Бояркин В.А.

Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей
Вологодской области                                                                                 Быков А.Г.

Член Общественной палаты Вологодской области и РФ                Данилова О.М.

ПРИГЛАШЕННЫЕ:

Заместитель руководителя Вологодского УФАС                                 Осипов С.В.

Начальник департамента партнерских отношений 
Торгово-промышленной палаты Вологодской области                   Кондаков И.А.
Руководитель проекта «Вологодский областной деловой
журнал «Бизнес и власть»                                                                  Нестерова Н.О.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ: 

1. Вступительное слово  руководителя Управления Н.В. Мерзляковой          

2. Об утверждении состава ОКС, о выборе сопредседателя Совета, о переизбрании ответственного секретаря (Докладчик: Н.В.Мерзлякова,  время выступления – 7 мин.) 

3. О Федеральном законе  от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в 
Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные 
акты Российской Федерации" – «четвертом антимонопольном пакете»   
(Докладчики:

      – И.А.Смышляева,  время выступления – 10 мин.

      – Д.С. Анпилов ,  время выступления – 10 мин.)

4. Утверждение плана работы на 2016 год.

_____________________________________________________________

  I.  Вступительное слово по повестке.

СЛУШАЛИ:
Мерзлякова Н.В.:  Основная цель  принятия «четвертого антимонопольного пакета» – реализация Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»,  принятой по инициативе бизнес-сообщества;   выполнение рекомендаций ОЭСР. Основные тенденции «четвертого антимонопольного пакета».

РЕШИЛИ: 
Принять информацию к сведению.

II.               Об утверждении состава ОКС, о выборе  сопредседателя Совета

СЛУШАЛИ:

Мерзлякова Н.В.:  об утверждении состава ОКС, о выборе сопредседателя, о переизбрании ответственного секретаря.

РЕШИЛИ:

1. Ввести в состав ОКС:
    1) Начальника департамента партнерских отношений  Торгово-промышленной палаты Вологодской области Кондакова И.А.;
    2) Руководитель проекта «Вологодский областной деловой журнал «Бизнес и власть» Нестерову Н.О.
Голосовали: единогласно.
2. Вывести из состава ОКС:
   1) Гаврилову Е.Н.  – в связи со сменой места жительства.
3. Избрать сопредседателем ОКС  -  Кондакова И.А.
Голосовали: единогласно.
 

III . О Федеральном законе  от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в  Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные  акты Российской Федерации"

СЛУШАЛИ:

Анпилов Д.С.:  Об изменениях в антимонопольном законодательстве, касающихся  контролирующих функций  антимонопольного органа в отношении органов власти.  «Четвертый антимонопольный  пакет» предусмотрел распространение двух институтов: института  предупреждения и института  предостережения. С января 2016  года  данные институты распространяются на должностных лиц органов власти как государственных, так и местного самоуправления.

В действующей редакции предостережение направляется должностному лицу хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке. Основание для выдачи предостережения: публичное заявление о планируемом поведении на рынке.

В новой редакции: предостережение будет направляться должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда.  В отличие от хозяйствующих субъектов, здесь не обязательно наличие публичных заявлений о планируемых действиях на рынке.  Достаточно будет наличия информации у антимонопольного органа.

Основное отличие предостережения от предупреждения.
1) предостережение - право, а не обязанность антимонопольного  органа.
2) институт предупреждения носит обязательный характер. Вынесение предупреждений будет  обязательным в отношении нарушении, предусмотренных в части 1 ст.15 закона «О защите конкуренции».  В данном случае  перед возбуждением дела антимонопольный  орган будет обязан вынести предупреждение органу власти, в котором описать все негативные последствия для конкуренции и предложить сделать шаги для того чтобы данное возможное правонарушение предотвратить. Без  вынесения указанного предупреждения возбуждать дело о нарушении части 1 статьи 15 антимонопольный орган теперь будет не в праве. Соответственно, только  после того как указанное  предупреждение будет не выполнено, антимонопольный  орган будет иметь возможность  возбудить дело и принять определенное процессуальное решение.

Плюсы  института предостережения:  снижение  нагрузки на антимонопольные  органы в плане возбуждения дел, которые можно избежать путем проведения разъяснительной работы;  позволит органам власти действовать в русле законодательства, не нарушая требования закона. Будет способствовать снижению нарушений.

Плюс института предупреждения: снизит количество дел, возбуждаемых формально  –  (у Вологодского УФАС таких дел нет).  Минус:  возможность затягивания процесса рассмотрения дела в отношении должностных лиц органов власти.

Большое социально-экономическое значение  антимонопольных дел, возбуждаемых в отношении органов власти на примере  процесса по делу об инвестиционной  надбавке на тарифы  по утилизации ТБО в г.Вологде.   Риск ухода от ответственности, предусмотренной законом  135-ФЗ «О защите конкуренции», от  административной ответственности.  Трёхгодичный срок давности вынесения решения антимонопольный органом.

Положительные моменты: ужесточение ответственности должностных лиц органов власти за нарушение антимонопольного законодательства. Внесенные изменения в статью 14.9.1  Кодекса об административных правонарушениях  предусматривают  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти тысяч рублей. В случае если данные  должностные лица уже были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,  они могут подлежать  дисквалификации на срок до двух лет. Кроме того,  если данные нарушения серьезны и произведены повторно, дела по ним будут рассматриваться в арбитражных судах, а не в судах общей юрисдикции. Если удастся применить эту норму на практике, виновные лица понесут заслуженное наказание.

Минус: дисквалификация не может применяться в отношении  должностных лиц выборных органов власти.

Мерзлякова Н.В.: О сложности собирания доказательной базы  в отношении органов власти.

РЕШИЛИ: 
Принять информацию к сведению.

Смышляева И.А.: Об административном обжаловании в строительстве. Начиная с января 2016 года,  антимонопольный орган будет рассматривать жалобы на акты, действия (бездействие) уполномоченных органов  в строительстве, органов власти и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.  Данные жалобы будут  рассматриваться в рамках утвержденных Правительством РФ исчерпывающих процедур в сфере строительства.  В настоящее время в сфере строительства утвержден подобный исчерпывающий перечень, включающий в себя 134 процедуры.

РЕШИЛИ: 
Принять информацию к сведению.

IV. О плане работы на 2016 год

СЛУШАЛИ:

Быков А.Г.: отсутствие правового сознания в сфере  антимонопольного законодательства приводит к невозможности защищать интересы бизнес-сообщества. Необходимо активное адвокатирование конкурентного законодательства среди предпринимателей. Предлагаю проведение тематических круглых столов, посвященных функционалу  антимонопольного органа.

В обсуждении приняли участие:

Мерзлякова Н.В., Смышляева И.А.,  Нестерова Н.О., Быков А.Г., Ткачук С.Н.

РЕШИЛИ:

1. Принять предложение Быкова А.Г. о проведении в течении 2016 года четырех тематических круглых столов с привлечением бизнес-сообщества.

2. Принять предложение Нестеровой Н.О. о проведении расширенного заседания ОКС с представителями органов власти, НКО и бизнес-сообщества  в для обсуждения  вопросов  реализации антимонопольной  политики  на территории Вологодской области.  

3. Провести рабочую встречу членов ОКС по определению тематики и сроков проведения мероприятий. Ответственные: Смышляева И.А.,  Анпилов Д.С.  Срок:  февраль –  март 2016г.

4. Провести расширенное заседание  ОКС с представителями органов власти, НКО и бизнес-сообщества  в целях обсуждения  вопросов  реализации антимонопольной  политики  на территории Вологодской области.  
Срок – второй квартал 2016 г.

 

 

Сопредседатель:                                                                                 Н.В.Мерзлякова                              

Дата проведения Совета: 
22 декабря 2015, 10:00