Протокол заседания Общественно-консультативного совета Управления Федеральной антимонопольной службы России по Вологодского области от 27 мая 2015 № 1/19

П Р О Т О К О Л

заседания Общественно-консультативного совета Управления Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области

27 мая 2015г. № 1/19
_______________________________________________________

г. Вологда

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:     

Руководитель Управления ФАС России

по Вологодской области                                                           Мерзлякова Н.В.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Совета: 

Вице-президент Торгово-промышленной палаты
Вологодской области                                                                Гаврилова Е.Н.
Заместитель директора  ФГБУН  «Институт
социально-экономического развития территорий РАН»      Гулин К.А.
Секретарь, главный правовой инспектор
 Вологодской областной Федерации
профсоюзов                                                                               Лапина Л.В.
Консультант службы Уполномоченного по защите
прав предпринимателей  по Вологодской области                                                         (по доверенности от Ткачука С.Н.)                                         Ефремова М.В.
Заместитель руководителя Вологодского УФАС                  Щепелин В.П.

По доверенности от Канаева А.В. – председателя            
Вологодского регионального отделения Всероссийского
совета местного самоуправление                                            Бояркин В.А.

 

ПРИГЛАШЕННЫЕ:

Начальник отдела по анализу конкуренции и контролю
естественных монополий Вологодского УФАС                    Проничева Н.И.

Старший государственный инспектор Вологодского
УФАС                                                                                          Анпилов  Д.С.
Ведущий специалист-эксперт Вологодского УФАС             Смышляева И.А.
 

ПОВЕСТКА ДНЯ: 

1. О 25-летнем юбилее ФАС России (Докладчик – Н.В.Мерзлякова, руководитель Управления ФАС России по Вологодской области, время выступления – 7 мин.) .        

2. Об утверждении состава ОКС, о выборе сопредседателя Совета, о переизбрании ответственного секретаря (Докладчик – Н.В.Мерзлякова, руководитель Управления ФАС России по Вологодской области, время выступления – 7 мин.) 

3. Об антимонопольном регулировании в сфере установления тарифов (Докладчик – старший государственный инспектор Д.С.Анпилов, время выступления – 7 мин.).

4. О проблеме доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественных монополий в области (Докладчик – ведущий специалист-эксперт И.А.Смышляева, время выступления – 7 мин.).

5. Об основных тенденциях развития антимонопольного законодательства, о стратегии развития конкуренции  (Докладчик – ведущий специалист-эксперт И.А.Смышляева, время выступления – 7 мин.).

_____________________________________________________________

                      

 

  I. О 25-летнем юбилее ФАС России

СЛУШАЛИ:
Мерзлякова Н.В.:  приветственное слово. Наиболее значимые достижения ФАС России за 25-летний период существования антимонопольной службы.  Повышение эффективности защитных и предупредительных мер в деятельности ведомства.

РЕШИЛИ: 
Принять информацию к сведению. Провести 10 сентября 2015г. торжественную пресс-конференцию, посвященную 25-летию ФАС России с участием членов ОКС.

II.               Об утверждении состава ОКС, о выборе  сопредседателя Совета, о переизбрании ответственного секретаря

СЛУШАЛИ:

Мерзлякова Н.В.:  об утверждении состава ОКС, о выборе сопредседателя, о переизбрании ответственного секретаря.

РЕШИЛИ:

1.  Ввести в состав ОКС:
    1) Анпилова Д.С. – старшего государственного инспектора УФАС России по Вологодской области;
    2) Смышляеву И.А. – ведущего специалиста-эксперта УФАС России по Вологодской области.
Голосовали: единогласно.
2. Вывести из состава ОКС:
   1) Муминова Б.К. – члена череповецкого местного отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
Голосовали: единогласно.
3. Избрать сопредседателем ОКС Гаврилову Е.Н. – вице-президента ВТПП.
Голосовали: единогласно.
4. Избрать ответственным секретарем ОКС Смышляеву И.А. – ведущего специалиста-эксперта УФАС России по Вологодской области.
Голосовали: единогласно.
 

III . Об антимонопольном регулировании в сфере установления тарифов

СЛУШАЛИ:

Анпилов Д.С.: увеличение  количества жалоб, предметом которых является законность повышения тарифов. Антимонопольный орган рассматривает эти жалобы через призму конкурентных отношений. Выявлено большое количество нарушений, допускаемых органами регулирования. При этом страдает население и хозяйствующие субъекты на смежных рынках. Примеры подобных дел: установление завышенного тарифа за хранение транспортных средств на штрафстоянке г. Вологды (565 руб. за час хранения); установление завышенного тарифа на утилизацию ТБО и установление завышенной надбавки к данному тарифу в Вологде; установление фиксированного тарифа за проезд в городском общественном транспорте в г. Вологде в размере 25 руб.

IV. О проблеме  доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественных монополий области

СЛУШАЛИ:

Смышляева И.А.: Проблема доступности инфраструктуры и услуг субъектов естественных монополий. Статистика жалоб, дел, административных санкций. Инфраструктурный барьер для развития бизнеса. Монополизация рынков – 3,72; высокие цены на энергоресурсы – 3,51 по 5-ти балльной шкале в рейтинге факторов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие кампаний в Вологодской области. Обязанность раскрывать необходимую информацию в соответствии с утвержденными стандартами (в том числе по тарифам, о технической возможности доступа, условиях технологического доступа, мероприятиях по подключению, показателях финансово-хозяйственной  деятельности, инвестиционных программах). Действие правил о технологическом присоединении (недискриминационном доступе) – заявка о технологическом подключении удовлетворяется, если есть техническая возможность. Такая возможность всегда презюмируется, если есть инвестиционная  программа (если нет – индивидуальный тариф либо отказ).
              Поэтому крайне важна и раскрываемая субъектами естественных монополий обязательная информация и содержание инвестиционной программы, поскольку также все материальные составляющие включаются в тариф на услуги субъектов естественных монополий. Содержание инвестпрограмм напрямую влияет на доступность и стоимость услуг субъектов естественных монополий. Чтобы учесть  баланс интересов не только субъектов естественных монополий, но и потребителей их услуг, важен отлаженный общественный контроль со стороны потребителей. Практика регионов – Хабаровский край, Республика Татарстан – Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий. Создание, полномочия.

 

РЕШИЛИ (по 3 и 4 вопросам):

1.                Составить и направить обращение Губернатору Вологодской области со следующими предложениями:

     1) Создать Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе;

     2) Рекомендовать активизировать работу по разработке и утверждению плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции в Вологодской области».

Срок – до 30.07.15г.

 

2.                Проинформировать Губернатора Вологодской области о том, что в рамках исполнения   Плана мероприятия («дорожной карты») «Развитие конкуренции  и совершенствование антимонопольной политики»  в качестве мероприятий инициативного характера и в целях формирования лучшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, направленных на развитие конкуренции, и худшей практики принятия указанными органами  актов и осуществления действий, имеющих антиконкурентный характер, ФАС России совместно со своими территориальными органами ежегодно формируются «белая и черная книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик. Данные практики, направляемые высшим должностным лицам государства, влияют на итоговое место региона в общероссийском рейтинге состояния конкуренции, по которому также оценивается деятельность главы субъекта Российской Федерации.

Срок – до 30.07.15г.

 

V. Об основных тенденциях развития антимонопольного законодательства, стратегии развития конкуренции

СЛУШАЛИ:

Смышляева И.А.: Распоряжением Правительства РФ 28.12.2012 утвержден План мероприятий ("Дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»,  который предусматривает и ряд мероприятий по либерализации антимонопольного законодательства.
           4-й антимонопольный пакет: основная тенденция – трансформация антимонопольного ведомства из карающе-пресекательного органа в орган, предупреждающий нарушения: расширяются основания для выдачи предупреждения о прекращении действий, имеющих признаки нарушения АМЗ; на сегодняшний день около 76 % предупреждений выполняется.
               Из состава ст. 10 Закона о защите конкуренции будут исключены нарушения доминирующими хозсубъектами прав заинтересованных лиц, не оказывающих влияние на состояние конкуренции, но это не будет касаться субъектов естественных монополий; т.е. антимонопольный орган не будет выполнять квази-функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
              Антимонопольный иммунитет для субъектов малого предпринимательства: отмечен количественный перевес антимонопольных дел против малого и среднего бизнеса (37% по сравнению с 11 % дел против компаний из первой сотни по обороту) – не будут рассматриваться в качестве субъектов ответственности по ст. 10 – индивидуальные предприниматели и юридические лица, учрежденные исключительно  без участия, в т.ч. в группе лиц с полноценными юридическими лицами  и имеющими доход менее 400 млн.руб. За исключением субъектов естественных монополий.
            Принятие Стандарта развития конкуренции в регионе  от 02.04.2014 г. «Дорожная карта» развития конкуренции (в соответствии с указом Президента высшие должностные лица субъектов с 2015 г. будут оцениваться по состоянию развития конкуренции – ФАС ежегодный доклад, рейтинг субъектов).
             Первоочередная задача – определиться с перечнем социально-значимых и приоритетных рынков региона. Нулевой этап данного процесса – предварительное обсуждение внедрений Стандарта. Один из принципов внедрения Стандарта – принцип открытости реализации его положений, поэтому во многих субъектах приняты решения создания общественных советов для обсуждения предложений и идей по внедрению Стандарта. Так, в Нижегородской области таким советом стал действующий ОКС при Нижегородском УФАС России (есть информационная база: плановые и внеплановые анализы рынков, проведенных УФАС, обращения (жалобы), а также соответствующая информация «ОПОРЫ РОССИИ» и «Деловой России, которые в рамках своей деятельности проводят опросы хозяйствующих субъектов (Саратовская обл.).

 

РЕШИЛИ:

1. Создать рабочую группу по формированию предложений для принятия в регионе стратегии развития конкуренции. Назначить первое заседание группы в сентябре 2015г.

2. Принять предложение представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей о проведении совместного мероприятия в г.Великом Устюге. 

Дата проведения Совета: 
27 мая 2015, 15:00

Файлы для скачивания

img_20150603_0024.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 4.46 МБ