Анализ состояния конкуренции на мелкооптовом рынке дизельного топлива в Вологодской области за 2012 г.
Анализ проводился на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
Анализ проводился с целью установления доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на региональных рынках и унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.
Временной период исследования – 2012 год.
На основании проведённого анализа в соответствии с Порядком, в качестве продуктовых границ мелкооптового рынка дизельного топлива рассматриваем товар - дизельное топливо.
По мнению Вологодского УФАС России (основывающемся на нормах вышеназванных Закона «О защите конкуренции» и Правил) географическими границами мелкооптового рынка дизтоплива является территория, в более широких границах, чем границы Вологодской области.
Количество выявленных хозяйствующих субъектов - продавцов, действующих на мелкооптовом рынке дизтоплива в Вологодской области, составило 10 единиц.
Продавцов, имеющих долю более 50% на мелкооптовом рынке дизтоплива в границах Вологодской области в 2012 г., не выявлено
Показатели уровня концентрации мелкооптового рынка дизтоплива в Вологодской области 2012 г. (коэффициент рыночной концентрации CR-3 и индекс рыночной концентрации HHI) свидетельствуют о том, что уровень концентрации мелкооптового рынка дизтоплива в Вологодской области в 2012 г. высокий.
Отсутствие в регионе нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить извне области продукты нефтеперегона. Поэтому, продукты нефтепереработки в полном объёме поступают в Вологодскую область из-за её пределов.
Информация, полученная от продавцов - субъектов мелкооптового рынка дизтоплива, свидетельствует о следующем:
- рынок относятся к конкурентным;
- к ценовому лидеру отнесено ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;
- к барьерам, которые существуют для входа потенциальных конкурентов на данный рынок отнесены объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок. Но данный барьер преодолим в перспективе (а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются доходами)
- признаков раздела рынков нет
По вышеназванным в данном обзоре показателям оценка состояния конкуренции на мелкооптовом рынке дизтоплива в Вологодской области следующая – данный рынок относится к виду рынков с неразвитой конкуренцией.