Вологодское УФАС установило картельный сговор трех участников электронного аукциона
16 октября 2017 года комиссия Вологодского УФАС признала трех участников электронного аукциона (Тверскую государственную общественную организацию инвалидов «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов», ООО «Бизнесстандарт») нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ранее в Вологодское УФАС России поступило заявление от вологодской компании ООО «СтройСервис» о признаках нарушения антимонопольного законодательства при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика при строительстве школы, расположенной в селе Косково Кич-Городецкого района.
На участие в электронном аукционе свои заявки подали 5 хозяйствующих субъектов: Тверская городская общественная организация инвалидов «Поводырь» (г.Тверь); ООО «Аквапласт» ( г. Вологда); ООО «Бизнесстандарт» (г. Тверь); ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» (г. Тверь); ООО «СтройСервис» (г. Вологда).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 565 279,82. В ходе проведения электронного аукциона цена контракта была снижена на 99,10 % от начальной максимальной и составила 31 918 руб.
В ходе торгов активное участие в понижении цены контракта принимали общественная организация «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов», ООО «Бизнесстандарт», ООО «Аквапласт».
На втором этапе торгов ООО «СтройСервис» сделало свое ценовое предложение - 950 000 рублей. В течение менее чем одной минуты после ценового предложения ООО «СтройСервис», ООО «Бизнесстандарт» сделало ценовое предложение, равное 940 000 рублям, после чего аукцион в электронной форме завершился.
При этом, как выяснилось, ТГООИ «Поводырь» и ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» были признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе, поскольку в их заявках отсутствует копия свидетельства о допуске к работам, выполнение которых предусмотрено контрактом.
Победителем электронного аукциона стало ООО «Аквапласт».
Позднее ООО «Аквапласт» уклонилось от заключения контракта по итогам аукциона в электронной форме, право заключения контракта было предоставлено участнику, занявшему второе место - ООО «Бизнесстандарт», сделавшему предложение по цене контракта - 940 000 рублей.
Вместе с тем Вологодским УФАС установлено, что Бизнесстандарт», «Поводырь» и «Служба поставки минеральных ресурсов» и ранее принимали участие еще в трех подобных закупках, действуя по аналогичной схеме: после того как «Поводырь» и «Служба поставки минеральных ресурсов», сделавшие последнее и предпоследнее ценовые предложения, признавались не соответствующими требованиям документации, ООО «Бизнесстандарт», сделавшее третье ценовое предложение, становилось победителем.
Таким образом, в ходе рассмотрения заявления ООО «СтройСервис» Управлением были установлены в действиях участников аукциона в электронной форме признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах и (или) к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Вологодское УФАС возбудило дело в отношении ТГООИ «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов», ООО «Бизнесстандарт», ООО «Аквапласт» по признакам нарушения пункта 2 части 1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела Управлением не выявлено в действиях ООО «Аквапласт» фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, Общество было исключено из числа ответчиков.
В то же время в рамках рассматриваемого дела комиссия Вологодского УФАС установила, что между ООО «Бизнесстандарт», ТГООИ «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» имелась устная договоренность об участии в аукционе в электронной форме; между ответчиками имеются взаиморасчеты, свидетельствующие о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации антиконкурентного соглашения; все три участника электронного аукциона при подаче заявок и участии исполосовали один и тот же IP-адрес.
Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия ответчиков на предмет соответствия нормам законодательства Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Нарушение состоит в достижении ООО «Бизнесстандарт», ТГООИ «Поводырь» и ООО «Служба поставки минеральных ресурсов» определенной устной договоренности (антиконкурентного соглашения), которая приводит к негативным последствиям, перечисленным в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, Комиссия Управления установила нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ТГООИ «Поводырь», ООО «Служба поставки минеральных ресурсов», ООО «Бизнесстандарт».
- Картель – мощный ограничитель рыночной конкуренции, - говорит государственный инспектор Антон Буцев, - вступив в картель, формально независимые организации и индивидуальные предприниматели фактически образуют монополию, отказываясь от индивидуального поведения на рынке и соперничества с конкурентами. В итоге картельных сговоров происходит искусственный рост цен, снижается выбор товаров, на рынок не допускаются новые игроки.
Материалы дела переданы для возбуждения дела об административном правонарушении, а также переданы в правоохранительные органы для принятия мер.