Вологодское УФАС проанализировало состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарствами
По данным анализа, в 2013 году наблюдалось увеличение количества частных аптечных учреждений (с 331 в 2012 г. до 350 в 2013 г.) и учреждений государственной формы собственности (с 117 в 2012 г. до 121 в 2013 г.). Количество учреждений муниципальной формы собственности в 2013 г.осталось на уровне 2012 года (64 аптечных учреждения).
В 2013 году доля аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности составила 35 %.
Следует отметить, что если в 2011 году практически во всех муниципальных районах Вологодской области (за исключением Вологодского и Череповецкого муниципальных районов, где уровень концентрации умеренный) был отмечен высокий уровень концентрации товарного рынка, то в 2013 г. эта картина сохранилась за небольшим исключением. Так, в 2012-2013 г.г. в Череповецком районе уровень концентрации стал высоким и только в Вологодском муниципальном районе уровень концентрации сохранился умеренным.
В 2012-2013 г.г. в крупных городах Вологде и Череповце уровень концентрации сохранился на прежнем уровне (по сравнению с 2011 г.), т.е. является низким и умеренным соответственно.
Среди экономических барьеров входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами специалисты отмечают высокий уровень конкуренции, арендную плата, величину торговых надбавок, низкую платежеспособность населения и низкую оборачиваемость товара.
Среди административных факторов, ограничивающих вход на данный рынок, специалисты отмечают такие, как получение лицензии, установление торговых надбавок, большое количество контролирующих органов, большое количество проверок.
К вышеперечисленным ограничениям в 2012-2013 г.г. добавился еще Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поскольку нормы данного закона ограничивают участие бюджетных учреждений в розничной торговле лекарственными препаратами. Аптеки бюджетных организаций закупают медикаменты по аукционам и методом ценовых котировок, поэтому сталкиваются с такими проблемами, как длительный срок проведения процедур, поставка лекарственных препаратов-аналогов, что делает невозможным обеспечение ассортиментного минимума, соблюдение сроков обеспечения пациентов медикаментами по рецептам. Внебюджетные учреждения закупают медикаменты без проведения процедур, что приводит к большому разрыву по ценам, ассортименту, качеству закупаемых медикаментов.
Среди других ограничений входа на рынок специалисты отметили трудности с подбором квалифицированных кадров в аптечные учреждения, низкую плотность населения в сельских районах и невысокую платежеспособность населения.
- Большая часть из существующих барьеров входа на рынок являются существенными прежде всего для небольших субъектов рынка, - говорит начальник отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий Наталия Проничева, - поскольку они сталкиваются с трудностями как на этапе создания аптечного бизнеса, его регистрации (лицензирование, поиск помещений, дефицит кадров), так и в процессе своей деятельности и развития – множество контролирующих органов, удаленность от фирм-поставщиков и другие. Эти проблемы заслуживают особенного внимания, так как именно увеличение на рынке аптечных услуг количества предприятий малого бизнеса способствует снижению его концентрации.