Комментарий Вологодского УФАС: анализ текущих причин роста цен на бензин.
Бензин не относится к товарам, цены на которые регулируются государством. Цену на бензин регулирует рынок. Это соотношение спроса – предложения и другие условия обращения товара, в том числе, кстати, и международная обстановка и внутренняя политика государства.
Что у нас с внутренней политикой? Новые акцизы утвердил Президент России В. В. Путин, причем не только на моторное топливо, но и на табак и алкоголь. В отношении бензина ставка акциза повышена почти до 10 тысяч рублей за тонну с 8,5 тысяч рублей в прошлом году.
Акциз, как и налог на добавленную стоимость, — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. Но по сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. В нашем случае бензин.
Далее , налоговое влияние на цену бензина.
С 2014 года повышена базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых на 5 % и, кстати, будет повышаться в следующем году.
Ещё одна причина - инфляция.
Что бы ни дорожало в России, именно эту причину называют в числе главных. Хотя рост стоимости бензина является одним из катализаторов повышения цен на подавляющее большинство товаров и услуг. Независимо от того, что первично – инфляция или цена на бензин, вместе с инфляцией растут цены на автомобильное горючее.
Одна из текущих причин роста цен - существенное увеличение экспорта бензина, в результате которого снизилось предложение на внутреннем рынке России.
Ну и основная причина повышения цен на бензин - монополизм на топливном рынке.
В Вологодской области доминирующее положение на рынке продажи топлива занимает «Лукойл-Волганефтепродукт». Сейчас только ещё начинает входить на наш рынок Газпром-Нефть. Построены первые заправки. Области необходимы ещё таких компаний 3-4, тогда с появлением здоровой конкуренции цены становились бы более справедливыми.