Пресс-конференция показала актуальность жилищно-коммунальной темы.

9 октября 2013 года состоялась пресс-конференция ««Действия Вологодского УФАС в 2013 году по пресечению нарушений в сфере ЖКХ».

Заместитель руководителя Вологодского УФАС Наталия Мерзлякова рассказала об увеличении обращений граждан с просьбой разобраться в вопросах взаимодействия с ресурсоснабжающими и сетевыми организациями, а также управляющими компаниями.

В настоящее время одной из основных задач антимонопольного органа является развитие конкуренции в сферах и отраслях, которые непосредственно влияют на качество жизни наших граждан, в частности в сфере ЖКХ.

На территории Вологодской области услуги по теплоснабжению населения, кроме МУП «Вологдагортеплосеть», оказывают еще 18 организаций, большая часть которых является акционерными обществами. 

Водоснабжение, водоотведение обеспечивают 5 организаций, утилизацию ТБО – одна (ЗАО «Вторресурсы»).

Тарифы на услуги этих организаций устанавливаются РЭК ВО (Региональной энергетической комиссией Вологодской области) ежегодно, в ноябре-декабре текущего года, а граждане оплачивают их в рамках договора по тарифу или по показаниям приборов учета.

Передачу электрической энергии гражданам, включая ГП ВО «Областные электротеплосети» и ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществляют более 40 сетевых организаций. Они оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Технологическое присоединение для физических лиц осуществляется на основании договора о технологическом присоединении, за которое установлена плата.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц в соответствии с п. 17 Правил при условии, что максимальная мощность, не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. В иных случаях, установленных Правилами технологического присоединения, размер платы устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов – РЭК Вологодской области*.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в суд.

 

Все эти организации занимают особое положение на том или ином участке рынка (являются доминирующим субъектом или естественной монополией), то есть у потребителя нет иной возможности получить необходимую услугу, и договор заключается именно с этой организацией.

В сфере управления жилым фондом в Вологодской области действует 55 управляющих компаний, 52 из которых частные.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ Управляющая компания по договору управления многоквартирным домом должна оказывать услуги и выполнять работы:

- по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме,

- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в  доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам,

- осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Если УК не справляется со своими обязанностями, граждане могут выбрать другую компанию или создать ТСЖ. В свою очередь, ранее действовавшая компания не вправе препятствовать процессу перехода.

На все эти организации и компании  распространяются запреты антимонопольного законодательства в части злоупотребления своим положением или совершением фактов недобросовестной конкуренции.

Антимонопольный орган вправе предупреждать и пресекать нарушения. Самыми распространенными является:

-  неправомерное ограничение подачи энергоснабжения (тепло-, водо-, газо-, электро-) гражданам;

-  установление экономически необоснованных тарифов;

- выставление не предусмотренных законодательством счетов потребителям услуг;

- необоснованный отказ, уклонение сетевой организации от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетям для индивидуального жилищного строительства (или его неисполнение);

- отказ в выдаче технических условий

В 2013 г. ТУ по ВО рассмотрены следующие дела:

        1. ОАО «Череповецгаз» признано нарушившим п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) выразившимся в установлении монопольно высокой цены на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (ТО ВКГО)

      С 01.01.2013 г. Череповецгазом был установлен тариф на услуги ТО ВКГО в размере 432 руб. для жителей г. Череповца и Череповецкого района. Управлением установлено, что указанный тариф является монопольно высоким.

     2.  МУП «Вологдагортеплосеть» признано нарушившим ч. 1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением), выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 87, в части выставления дополнительных счетов за тепловую энергию в период с октября 2012 г. по февраль 2013 г.

      Жителям многоквартирного дома были выставлены счета почти за 5 месяцев в связи с неисправной работой теплосчетчика. Жители оплачивали тепло по показаниям счетчика, установленного Вологодской теплосетью. Позже выяснилось, что прибор с момента установки был неисправен. Теплосеть в свою очередь посчитало, в этом случае риск ответственности должна нести Управляющая компания и как следствие, жители жилого дома.

       3. ООО «Красавинские Электротеплосети» (ООО «КЭТС») признано нарушающим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) выразившимся  в необоснованном затягивании процесса заключения договоров водоснабжения и водоотведения с управляющей компанией.

       Жители 13 многоквартирных домов наделили ООО «УК «Красавино» полномочиями на заключение договоров на поставку коммунальных услуг с ООО «КЭТС».

        Управляющей компанией в адрес ООО «КЭТС» были поданы заявки на заключение договоров, однако ответ  от ООО «КЭТС» поступил спустя более двух месяцев (срок по закону  - 30 дней).

      Такими действиями ООО «КЭТС» препятствовало управляющей компании оказывать жителям домов коммунадбные услуги (водоснабжение и водоотведение).

      4.  ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги» признано нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) выразившимся  в уклонении от  передачи технической документации на многоквартирный дом в поселке Кадуй новой управляющей организации, которую выбрали жители дома.

      Жители одного из многоквартирных домов поселка Кадуй отказались от услуг ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги» (ООО УК «ЖКУ») и выбрали  новую УК.

      Однако, ООО УК «ЖКУ» уклонялось от передачи технической документации, необходимой для управления многоквартирным домом и затягивало процесс перехода от одной УК к другой.

      Таким образом,  ООО УК «ЖКУ» злоупотребляло своим доминирующим положением на рынке управления многоквартирными домами.

       ООО УК «ЖКУ» подвергнуто административному наказанию виде штрафа в размере 100 000 р.

5. ООО «УК «Гагаринская» признано нарушившим  ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция), поскольку своими действиями по уклонению от передачи технической документации,  необходимой для управления многоквартирного дома  г. Череповца вновь избранной УК причинило убытки конкуренту.

 

       Жители одного из многоквартирных домов г. Череповца отказались от услуг ООО «УК «Гагаринская» и выбрали  новую УК.

       Однако ООО «УК «Гагаринская» уклонялось от передачи технической документации, необходимой для управления многоквартирным домом и затягивало процесс перехода от одной УК к другой.

       Действия ООО «УК «Гагаринская» направлены на сохранение и укрепление своего положения на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами  в географических границах г.  Череповца используя запрещенные законом методы, и причиняют убытки конкуренту – ООО «Управдом гарант».

       ООО «УК «Гагаринская» подвергнуто административному наказанию виде штрафа в размере 100 000 р.

       Суд 1 инстанции поддержал позицию УФАС.

        

Все эти организации будут привлечены к административной ответственности (размер штрафа рассчитывается в % от выручки за предшествующий календарный год или фиксированный – не менее 100 000 руб.)

Кроме того, на рассмотрении в Управлении находится ещё ряд заявлений, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ.

В качестве примера рассмотрения дела в отношении сетевой организации, можно привести заявление гражданки на действия ГП ВО «Областные электротеплосети».  Гражданка, являясь владельцем садового участка в Вологодском районе, заключила договор технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ГП ВО «Областные электротеплосети». Согласно указанному договору, ГП ВО «Областные электротеплосети» обязаны были произвести мероприятия по технологическому присоединению в срок 6 месяцев со дня поступления подписанного заявителем договора в сетевую организацию. Доказательств выполнения договорных обязательств в течение года сетевой организацией в ходе рассмотрения дела представлено не было. В ходе рассмотрения данного заявления управлением ФАС по Вологодской области  были выявлены признаки нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ГП ВО «Областные электротеплосети» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии, оказывает услуги по технологическому присоединению. Предприятию выдано предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения подобных заявлений Управлением вынесено 11 предупреждений (10- ОАО «МРСК Северо-Запада» и 1 - ГП ВО «Областные электротеплосети»).

Так, в ходе контрольного мероприятия, проведенного по заявлению гражданки (Зайцевой), в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» («Вологдаэнерго») были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства - нарушены сроки заключения договора на технологическое присоединение. В результате чего было вынесено 10 предупреждений, которые были исполнены в указанные сроки.

В качестве примера также можно привести заявление гражданина (Кашинцева) на действия ГП ВО «Областные электротеплосети». Гражданин обратился с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям с заявленной мощностью до 15 кВт для строительства жилого дома. ГП ВО «Областные электротеплосети», рассмотрев данную заявку, предложило обратиться в другую сетевую организацию, сети которой, по мнению предприятия, находятся на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. В результате рассмотрения данного заявления, выяснилось, что сети ГП ВО «Областные электротеплосети» находятся на наименьшем расстоянии, тем самым предприятие необоснованно отказало гражданину в заключении договора на технологическое присоединение. Согласно п.8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства  РФ от 27.12.2004 N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

ГП ВО «Областные электротеплосети» было вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с гражданином договора на технологическое присоединение. Данное предупреждение было исполнено предприятием в установленный срок.

Таким образом, УФАС напоминает - порядок в сфере ЖКХ зависит, прежде всего, от активности и правовой грамотности самих потребителей услуг.

Антимонопольный орган имеет круг полномочий по пресечению и предупреждению нарушений в этой сфере, но выявлены они могут быть только благодаря поступившим заявлениям и обращениям самих граждан.