Прошла пресс-конференция по стратегии развития конкуренции в Вологодской области.

3 сентября 2013 года прошла пресс-конференция «Стратегия развития конкуренции в Вологодской области до 2024 года». О четырёх направлениях программного документа ФАС России рассказала исполняющая обязанности руководителя Вологодского УФАС Наталья Мерзлякова.

3 июля 2013 года Президиум ФАС России утвердил Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.

Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования представляет собой программный документ и предполагает реализацию, как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа. Всего 4 направления:

1.    Создание благоприятной институциональной и

организационной среды для эффективной защиты и развития

конкуренции.

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

 

Среди задач, имеющих серьезный социальный эффект, особняком стоит снижение цен на услуги естественных монополий, повышение их качества.

Новация, предлагаемая антимонопольной службой - распространить применение института предупреждения и предостережения на большинство статей антимонопольного законодательства. То есть не сразу карать, а дать время, чтобы нарушитель мог исправиться. "И тогда мы станем более либеральным органом, который сначала по-отечески советует, - только потом переходит к серьёзным мерам»,- пояснила исполняющая обязанности руководителя Вологодского УФАС Наталья Мерзлякова. Это ускоряет решение вопросов, с которыми обращаются в УФАС граждане.

Ещё одна новация от антимонопольной службы - ввести институт коллективного иска. В рамках "дорожной карты" развития конкуренции в совершенствовании антимонопольной политики предусмотрено одно из мероприятий, направленное на развитие института коллективных и частных исков, которое связано с последствиями в виде возможности предъявления имущественных требований лицам от нарушений антимонопольного законодательства. Анализ практики применения антимонопольного законодательства свидетельствует о том, что монополисты злоупотребляют доминирующим положением, участвуют в картелях, совершают акты недобросовестной конкуренции. По сути несут риски в виде юридической публичной ответственности, которая связана с привлечением к административной, реже к уголовной ответственности. Но практически они не наказуемы перед своими контрагентами и лицами, которые пострадали в результате нарушения антимонопольного законодательства. 

В 2011 году нами в рамках третьего антимонопольного пакета были предложены изменения, которые расширили 37-ю статью закона о защите конкуренции, предусматривающую право лиц, пострадавших в результате нарушения антимонопольного законодательства, предъявлять иски о взыскании убытков, которые возникли в связи с такими правонарушениями и возмещать упущенную выгоду. Но анализ правоприменения показывает, что этот механизм в полной мере практически не работает. Когда проанализировали причины, по которым достаточно сложно частным лицам или группам потребителей взыскивать причиненные в результате монополистической деятельности убытки, то пришли к выводу о том, что в первую очередь это связано со сложностью доказывания самих убытков, которые происходят в результате нарушения антимонопольного законодательства. Очень часто размер ущерба одному потребителю бывает незначительным с точки зрения его финансового положения. И каждый отдельно взятый потребитель считает накладным для себя заниматься серьезным судебным процессом с монополистом. Поэтому зачастую такие небольшие завышения цены, которые в целом для бюджета потребителя и являются ущемлением, но, тем не менее, такой серьезной угрозы, которая заставляет его идти в суд и тратить время, деньги на адвоката и т.д., нет. Поэтому решением этой проблемы были бы коллективные иски, когда достаточно большой круг потребителей смог бы передавать права своих требований определенному лицу. Это может быть профессиональный юрист, юридическая компания, либо это может быть другой представитель, который будет выступать в интересах неопределенного круга потребителей, пострадавших в результате нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

СПРАВКА.

 

Вологодское УФАС уполномоченный орган исполнительной власти по обеспечению контроля соблюдения правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

По фактам нарушения хозяйствующими субъектами Правил технологического присоединения Управлением за 2012-2013 годы было возбуждено 3 дела (одно - в отношении ГП ВО «Череповецкая ЭТС», два - ГП ВО «Областные электротеплосети») В рамках ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Управлением выдано 20 предупреждений хозяйствующим субъектам по факту рассмотрения жалоб граждан на нарушения субъектами естественных монополий процедуры технологического присоединения к электрическим сетям. Применение предупреждения снимает риск санкций за нарушение антимонопольного законодательства для доминирующих субъектов, допустивших навязывание неблагоприятных условий или необоснованный отказ от заключения договора.

За январь – июль 2013 г. в рамках контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24)  Управлением  проведены проверки  сайтов 10 хозсубъектов - субъектов естественных монополий и проанализировано 46  уведомлений субъектов рынков электроэнергии - субъектов естественных монополий, направляемых в Управление в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации. По результатам  данных действий возбуждены 2 административных дела, наложен штраф 200 тыс. руб. на ГП ВО "Вожегодская ЭТС", который оспорен в судебном порядке.

В настоящее время  на рассмотрении в Управлении находится заявление крупной сетевой организации (Заявитель) на нарушение 46 сетевыми организациями - субъектами естественных монополий ряда требований Стандартов раскрытия информации. Устранение данных нарушений требований Стандартов раскрытия информации (при их подтверждении)  позволит Заявителю планировать  программу развития  своих электросетей, корректно прогнозировать динамику потребления электроэнергии, передаваемой по его электросетям. Отсутствие же полной  информации от этих сетевых организаций (в разрезе требований Стандартов) негативно влияет на развитие информационной стратегии и политики Заявителя, искажает положение Заявителя на рынке данных услуг, способно привести к последующим санкциям по отношению к  Заявителю по жалобам  потребителей, к искажению  тарифно-балансовых решений  в отношении  Заявителя, к риску  появления убытков у Заявителя.