ФАС России возбудила дело в отношении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) 20 декабря 2012 года возбудила дело по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти) в отношении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которому в настоящее время переданы функции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации установило обязанность для негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (далее – ИОУД) в размере 100 млн. рублей в форме типового договора об обязательном пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом и в Типовых страховых правилах НПФ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н. Типовые страховые правила НПФ утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н.

Вместе с тем, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации законодательно не было наделено полномочиями по установлению минимального размера денежной оценки ИОУД НПФ. Кроме того, величина ИОУД НПФ, установленная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в форме типового договора об обязательном пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом и в Типовых страховых правилах НПФ, превышает требование к величине ИОУД НПФ, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию до 01.07.2009 года, которое установлено Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

По мнению ФАС России, установление Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обязанности для НПФ, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию до 01.07.2009 года, поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере 100 млн. рублей необоснованно препятствует осуществлению деятельности НПФ и приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.


Справочно

1. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

2. Полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации установлены статьей 34 Закона № 75-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью».