Проверки Вологодского УФАС государственных и муниципальных заказчиков были внеплановыми.

   Вологодское УФАС в течение августа провело 11 внеплановых проверок в отношении заказчиков в рамках контроля соблюдения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

   Контрольное мероприятие преследовало 2 основные цели. Во-первых, применение заказчиками Вологодской области новелл №79–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 апреля 2011 года. Во-вторых, выявление нарушений законодательства о размещения госзаказа, выраженных в установлении требований, ограничивающих количество участников процедур, указании в документации характеристик товаров, соответствующих определённой модели конкретного производителя. Специалистов УФАС интересовала  стадия размещения заказа до заключения контракта. Рассматривались сегменты госзакупок медицинского оборудования и аппаратуры, машин и оборудования, а также автомобилей.   

 

 

   Из 11 государственных заказчиков 4 допустили нарушения законодательства. Например, заявка потенциального поставщика незаконно отклонена и не допущена к участию в аукционе. Или в аукционной документации нет обязательства о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере 2-10% начальной цены контракта.

   Только в одном случае проведения госзакупки в виде аукциона достигнута существенная экономия 44,5%. В девяти случаях – нулевая экономия, в одном – однопроцентная. Закупок класса «люкс» нет.

 Ольга Прусакова, Вологодское УФАС.

Напомним, что Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему госзаказа и создал конкурентную среду в этой сфере, которая до этого практически отсутствовала.

За пять лет действия закона №94-ФЗ в России значительно усовершенствовались механизмы закупок, была создана информационная открытость в сфере госзаказа, появились благоприятные условия для развития добросовестной конкуренции в сфере закупок. Это позволило обеспечивать закупки для государственных и муниципальных нужд на качественно ином уровне, а также сэкономить для бюджета за пять лет (2006-2010 гг.) более 1 трлн. 132 млрд. руб.

Эти результаты были достигнуты, в том числе за счет реализации таких принципиальных норм закона №94-ФЗ, как:

- размещение всей информации о закупках на едином общероссийском портале;

- предоставления равного доступа к участию в госзаказе за счет замены произвольных требований к предпринимателям на предоставление финансового обеспечения за качество исполнения госзаказа;

- введение возможности для предпринимателей защитить свои права всего за 5 рабочих дней.

При этом важнейшими новеллами закона 94-ФЗ являются преимущественное проведение торгов в форме электронных аукционов, а также введение твердой цены контракта (ограничение возможности произвольного изменения цены контракта).

Вместе с тем, остается нерешенным целый ряд вопросов, и реформа системы госзаказа в стране еще не завершена. В настоящее время требуется принятие пакета законодательных изменений, направленных на комплексное совершенствование системы госзаказа в соответствии с поручением Президента РФ и Правительства РФ.

13 сентября 2011г в 14ч в пресс-центре РБК состоится пресс-конференция ФАС России, на которой будет представлен текст законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа в России».

В пресс-конференции примут участие руководитель ФАС России Игорь Артемьев и начальник управления контроля госзаказа ФАС России Михаил Евраев.

ФАС России считает, что создание федеральной контрактной системы (то есть, взаимной увязки всех стадий закупок от планирования до исполнения контрактов) должно осуществляться на основе действующего законодательства (Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса, закона 94-ФЗ), а не путем его отмены и перечеркивания того, что было достигнуто с 2006 года.

Подготовленный ФАС России законопроект основан на концепции, представленной на общественное обсуждение в марте 2011 года и направленной в Правительство Российской Федерации. Эта концепция получила положительные отзывы со стороны Минфина России, Генеральной прокуратуры, Опоры России, Института экономической политики им Е.Гайдара, Московской ассоциации предпринимателей, Общественной организации «Партнерство профессионалов госзаказа», а также со стороны более 50 субъектов Российской Федерации.

Основные предложения ФАС России по совершенствованию законодательства Российской Федерации о размещении заказов заключаются в следующем:

- создание инструментов эффективного планирования и анализа результатов размещения заказов, в том числе публичная защита потребностей заказчиков в закупаемых товарах (работах, услугах) и ограничение возможности закупки товаров «премиум-класса»;

- установление требований к закупаемой продукции путем создания библиотек типовых контрактов, в том числе предусматривающих инновационные требования к закупаемой продукции;

- создание единого центра экономической конъюнктуры рынков;

- совершенствование системы допуска к участию в торгах, рассмотрения и оценки заявок участников;

- повышение качества исполнения контрактов за счет централизации функций закупок, установление в определенных случаях количественно измеряемых и администрируемых дополнительных требований к участникам размещения заказов, а также повышение надежности финансового обеспечения исполнения контрактов;

- совершенствование процедур размещения заказов, в том числе замена запроса котировок короткой процедурой электронного аукциона, а также установление особенностей размещения отдельных заказов, в том числе на НИР;

- возможность расторжения контракта через быструю административную процедуру (10 дней) в случае ненадлежащего исполнения такого контракта.

Разработанный ФАС России законопроект создает комплексную федеральную контрактную систему на базе трех ключевых документов, а именно Бюджетного кодекса, закона №94-ФЗ и Гражданского кодекса в соответствии с поручением Президента РФ и полностью взаимоувязан с планом по формированию федеральной контрактной системы, одобренным Председателем Правительства Российской Федерации.

Пресс-служба ФАС России.