"Золотой ключик" заплатил штраф за ненадлежащую рекламу.

   ООО «Торговый дом «Золотой ключик» и предприниматели, размещающие рекламу по договору с «…ключиком» заплатили штраф 108 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу.

   Сегодня от «Золотого ключика» представлены платёжные документы, подтверждающие оплату штрафа. Санкции УФАС последовали после возбуждения административного дела по признакам нарушения рекламного законодательства. Во-первых, в рекламе своей торговой деятельности общество использовало православные образы, в частности Спасо-Прилуцкого монастыря. Это, по мнению УФАС, нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Во-вторых, несколько нарушений закона «О рекламе» специалисты УФАС зафиксировали в рекламном буклете акции «Яркий апрель».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать рекламу товаров Общества «Торговый дом» распространенную в рекламном буклете «Яркий апрель» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям, пункта 1 части 1, части 3 статьи 21 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Торговый дом» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по части 3 статьи 21 Закона «О рекламе» в отношении ООО «Рекламно – Промышленная Группа «Все и сразу».

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ.

Общество «Торговый дом», являясь рекламодателем, разработало оригинал – макет рекламного буклета «Яркий апрель», в котором:

содержится утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

предупреждению в рекламе алкогольной продукции о вреде ее чрезмерного потребления отведено менее чем десять процентов рекламной площади – нет и трёх процентов;

содержатся не соответствующие действительности сведения о фактическом размере спроса на рекламируемый товар. 

В рекламном буклете «Яркий апрель» на странице 5 размещена реклама алкогольной продукции.

В правой части рекламного поля с поворотом налево размещено предупреждение о вреде ее чрезмерного потребления, которому отведено менее чем десять процентов рекламной площади– 2,5 процентов.

В верхней части текст: «Самые выгодные предложения от супермаркета «Золотой ключик». Не отказывай себе в удовольствиях!»

В нижней части текст: «Золотое правило «Золотого ключика» - дарить людям радость», «Предложение действительно до 30.04.10. Количество товаров ограничено. Скидки по дисконтным картам не предоставляются»

Рекламируемым товаром является водка «Белуга». Текст в рекламе: «Водка «Белуга» 0,5 л. 729.90 руб. (зачеркнуто, старая цена), 599.90 руб. (новая цена).

В силу части 1 пункта 2 статья 21 реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Алкогольные напитки имеют наркотический эффект, вызывают эйфорию, иллюзии, притупляют физические болевые ощущения, оказывают негативное влияние на нервную систему. Эти свойства легли в основу особенностей правового регулирования оборота алкогольной продукции и ее рекламы.

Потребители не должны вводиться в заблуждения по поводу свойств предлагаемого продукта, воздействия его на организм. Они должны предостерегаться от возможных последствий употребления винно-водочных напитков. У людей не должно возникать неоправданных и неадекватных ассоциаций, связанных с алкоголем. 

На запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 4 мая 2010 года №1365 Общество «Торговый дом» письмом от 17 мая 2010 года №143 сообщило, что в марте водка реализовывалась по цене 729.90 руб., было продано 49 бутылок. Объем продаж за время проведения акции в апреле 2010 года по цене 599.90 руб. составил 221 бутылку. В настоящее время в наличии 118 бутылок.
   Исследовав доказательства по делу, заслушав лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Управления считает рекламу товаров реализуемых в универмаге «Золотой ключик» (ООО «Торговый дом») ненадлежащей, а Общество «Торговый дом» нарушившим пункт 1 части 1, части 3 статьи 21 Закона «О рекламе». На заседании Комиссии Вологодского УФАС представитель ООО «Торговый дом» пояснила, что умысла в нарушении ООО «Торговый дом» не имело, цели кого - либо ввести в заблуждение не преследовало. В рекламе указано, что количество товаров ограничено, так как, например, в отношении реализованного товара - водки «Белуга» заранее неизвестны действия поставщиков во время проведения акции. 

Как указано в «Психологическом толковом словаре» эмоциональные состояния -

психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Радость и удовольствие - основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятия:

удовольствие - чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей; радость - весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.  

В соответствии с частью 3 статьи 21 реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В спорной рекламе предупреждением составляет около трех процентов. 

Общество «Торговый дом» является рекламодателем, а реклама не соответствует требованиям Закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. 

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.  

Часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».