Стоимость электроэнергии: разъяснение Вологодского управления антимонопольной службы.

За предельные уровни тарифов отвечает Федеральная служба по тарифам.

Антимонопольная служба следит за исполнением энергетиками Федерального Закона «О защите конкуренции». УФАС может привлечь к ответственности энергетиков за взимание платы за электроэнергию сверх тарифов. Таких фактов нет.

 

В Вологодской области стоимость отпуска электроэнергии ежегодно в конце декабря  утверждает Региональная энергетическая комиссия, которая расположена в Череповце.

   Сегодня на формирование тарифной политики влияют следующие обстоятельства.

1. В России с 2007 года идет реформа энергетики. Ее запланировано закончить к 2011 году. Вся единая энергетическая система (ЕЭС) была разъединена на три типа компаний: генерирующие, т. е. производящие электроэнергию, сетевые, то есть передающие электроэнергию, и сбытовые, т. е. продающие электроэнергию. Это сделано для создания конкурентной среды между компаниями одного типа: сбытовыми или генерирующими.

2. С началом реформы энергетики в России создан Федеральный оптовый рынок энергии и мощности, на котором сбытовые компании закупают электроэнергию своим потребителям. Для жителей, предприятий и организаций Вологодской области это делает в основном ОАО «Вологодская сбытовая компания». Но есть и самостоятельные покупатели, кроме «ВСК».

3. Весь объем электроэнергии, который производится в России, разбит на две части: большая часть(65-70%) продается по тарифам, которые регулирует государство, другая, пока меньшая, - по свободным ценам. Но к 2011 году вся электроэнергия в России будет поставляться по свободным ценам. Доля «тарифной» энергии ежегодно уменьшается. С 95 %  в 2007 году до 15-20% в 2010 году.

4. В Вологодской области «своей» электроэнергии производится 35-40%. Остальную нам приходится покупать за пределами области, что также влечет удорожание электроэнергии.

 

   Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы провело ряд мероприятий в рамках своих полномочий, а это запросы информации, документов, проверка деятельности ОАО «Вологодская сбытовая компания». «ВСК» объясняет ситуацию с повышением цен на электроэнергию со своей стороны так:

 По мнению ВСК, причинами высокой свободной цены, сложившейся на оптовом рынке январе 2009 года, послужили следующие обстоятельства

:- несовершенство модели рынка электроэнергии, предусматривающей обязанность участников оптового рынка компенсировать 100% условно-постоянных затрат производителей на данном рынке через оплату мощности вне зависимости от ее потребления розничными покупателями в расчетном периоде;

 - кризис неплатежей покупателей на розничном рынке электроэнергии;             -кассовые разрывы вследствие несовпадения между сроками поступления денежных средств от покупателей розничного рынка и графиком расчетов с поставщиками электроэнергии на оптовом рынке;

- значительное падение уровня потребления электрической энергии и мощности на розничном рынке.

По информации, полученной от ВСК, увеличение дефицита финансовых средств, удорожание кредитных ресурсов и отказ крупных покупателей от оплаты электроэнергии резко ухудшили ситуацию с расчетами на оптовом рынке. На этом фоне резкое снижение потребления электроэнергии крупными покупателями повлекло приобретение ими электроэнергии только по регулируемым ценам. Вследствие этого произошло увеличение нагрузки свободных цен на всех остальных потребителей.

Выводы Вологодского управления ФАС.

1. По мнению Управления ФАС, «Вологодская сбытовая компания» как участник оптового рынка электроэнергии в полной мере руководствуется постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода». При поставках электроэнергии в отношении своих контрагентов со стороны ВСК и ЭТС на розничном рынке  действуют нормы постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Данная позиция согласуется с мнением Региональной энергетической комиссии Вологодской области.

2. Поставка предприятиям Вологодской области электрической энергии по регулируемым и нерегулируемым ценам осуществляется в рамках договоров, заключенных с компаниями ВСК и ЭТС. В случае нарушения компаниями договорных отношений на поставку предприятиям Вологодской области электрической энергии по указанным ценам предприятия могли бы оспорить такие действия  в установленном законодательством порядке путем обращения в Арбитражный суд.

       По мнению Управления ФАС, органами власти Вологодской области не может быть в полной мере решена проблема значительного роста нерегулируемой цены на электрическую энергию. Конкретные меры по решению данной проблемы должны быть приняты только на федеральном уровне.

Управление считает, что нарушений антимонопольного законодательства при реализации электроэнергии на розничном рынке со стороны ОАО «Вологодская сбытовая компания» не допущено, оснований для привлечения к ответственности не имеется. Напоминаем, согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 33, рассмотрение вопросов установления  цен не входит в компетенцию антимонопольных органов.