С 1 сентября вступает в силу «пятый антимонопольный пакет»

Он направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, отвечающих ряду критериев

Механизм действия Закона о защите конкуренции не изменится, он и сейчас распространяется на цифровые платформы, в нём не выделяется ни одна из групп хозяйствующих субъектов. Однако «пятый антимонопольный пакет» делает исключение для маркетплейсов и агрегаторов – теперь 135-ФЗ обращает прямое внимание на их действия и фиксирует, что им нужно обязательно соблюдать антимонопольное законодательство.

Закон устанавливает новое условие контроля ФАС сделок экономической концентрации — цена свыше 7 млрд руб. Также теперь ФАС при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки вправе назначить экспертизу и привлечь экспертов для ее проведения.

Рассказываем, почему это важно.
Скорость играет значительную роль на цифровых рынках. Платформы развиваются быстро и государство должно успевать следить за их работой, в том числе вовремя пресекать нарушения. Нововведения дадут возможность ФАС быстрее защищать права потребителей - подход «пятого антимонопольного пакета» ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел и меняет подход к анализу рынка. Теперь закон  отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом характера их деятельности, степени влияния и воздействия на рынок (в том числе, сетевые эффекты).

Сетевые эффекты - это свойство рынка, которое повышает привлекательность товара с ростом количества его потребителей. Расскажем на примере агрегаторов такси.

Чем больше у агрегатора водителей, тем больше к нему подключится пассажиров. И наоборот. Почему? Для водителей снижается время ожидания нового клиента, они получают больше заказов, а для пассажиров снижается время ожидания автомобиля.

Наличие сетевого эффекта не зависит от того, конкурентный рынок или монопольный. На конкурентном рынке он выступает в роли противовеса и регулятора. Если рынок близок к насыщению и монополизации, сетевой эффект выступает очень высоким барьером входа на рынок.

«Пятый антимонопольный пакет» распространяется на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами и агрегаторами в случае,  если они оказывают существенное влияние на смежные рынки; или если  их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

На сегодняшний день к ним точно относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании.

Важно, что антимонопольные требования будут применяться только к доминирующим цифровым платформам в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе; навязывание невыгодных условий для потребителей; создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.