Излишняя детализация описания объекта закупки привела к ограничению количества участников

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В условиях экономических санкций особое внимание антимонопольного органа направлено на соблюдение  заказчиками национального режима при проведении государственных и муниципальных закупок.  

         Для этого при проведении закупки  заказчик должен устанавливать особые правила, например, применять в описании объекта закупки  характеристики из Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Делается это в том числе и для развития отечественной промышленности и поддержки российского производителя.

         Комиссия Вологодского УФАС России признала обоснованной жалобу  ООО «ЭКОМЕДСИ» (г.Москва)  и частично обоснованной жалобу  ООО «Маркус» (г.Санкт-Петербург) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и на действия (бездействие) заказчика.

Третья поданная  жалоба  – от ООО «Торговый дом Синергия» (г.Москва) - впоследствии была отозвана заявителем.

Запрос котировок в электронной форме проводился в апреле 2022 года. Предметом закупки являлась поставка компьютерного томографа для Вологодской областной  детской клинической больницы.  Начальная (максимальная) цена контракта составила 49 миллионов 980 тысяч рублей.

В рамках рассмотрения жалоб была проведена внеплановая проверка. Одновременно с рассмотрением жалоб  в Вологодское УФАС поступили  документы Прокуратуры города Вологды, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в ограничении конкуренции в пользу конкретного производителя.

         По мнению ООО «ЭКОМЕДСИ» и ООО «Макрус», в целях надлежащего формирования объекта закупки при проведении  запроса котировок  заказчик не использовал Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместо этого заказчик в описании объекта закупки указал код  объекта закупки согласно ОКПД2, который соответствует конкретному производителю  - Системе компьютерной томографии Aquilion Lightning  с принадлежностями производства «Канон Медикал Системз Корпорейшн» (Япония).  Излишняя детализация описания объекта закупки привела к ограничению количества участников. Тем самым заказчик нарушил ст. 8, п.1 ч.1.статьи 33, п.5 ч.1, п.1 ч.2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ во взаимосвязи с  п. «а»  п.5 Правил использования КТРУ.

         Этот довод  полностью подтвердился  комиссией УФАС при рассмотрении жалоб.

         В рамках внеплановой проверки  и в рамках рассмотрения жалоб были установлены и другие нарушения со стороны заказчика.

         Так, в извещении о проведении запроса котировок заказчик не установил дополнительные требования к участникам, предусмотренные частью 2.1 статьи 31 Закона  44-ФЗ. Согласно данному положению закона, если при проведении конкурентных закупок цена контракта составляет 20 миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам об исполненных контрактах.

         В результате заказчик (БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница») признан нарушившим статью 8, часть 2.1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 5 части 1, пункт 1 части 2 статьи 42, часть 4 статьи 44, статью 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

         Заказчику выдано предписание отменить процедуру заключения контракта и аннулировать закупку.