Состоялась пресс-конференция Вологодского УФАС России, посвященная итогам работы за 2021 год
03 февраля состоялась пресс-конференция руководителя Вологодского УФАС России Наталии Мерзляковой по итогам работы за 2021 год. Пресс-конференция проводилась в режиме ВКС в связи с эпидемиологической ситуацией в регионе.
Наталия Валерьевна проинформировала средства массовой информации по следующим направлениям деятельности Управления.
Контроль органов власти
Нарушения требований антимонопольного законодательства со стороны органов власти сводятся к следующим нарушениям: издание нормативных актов, ограничивающих конкуренцию, наделение хозяйствующих субъектов полномочиями и правами органов власти, создание дискриминационных условий иным хозяйствующим субъектам.
Управлением рассмотрено 14 жалоб на проведение имущественных торгов органами власти, 6 из которых признаны обоснованными.
Обоснованными признаны следующие претензии заявителей:
- Жалоба на передачу прав владения или пользования (аренда, безвозмездное пользование) в отношении муниципального имущества;
- Две жалобы на аренду и продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Одна жалоба на продажу государственного или муниципального имущества;
- Две жалобы на привлечение специализированной некоммерческой организации для осуществления капитального ремонта многоквартирного дома.
Рассмотрено 12 заявлений о даче согласия на предоставление преференций. В 10 случаях согласия антимонопольного органа не требуется, в 2 случаях в выдаче преференции отказано.
Контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В 2021 году поступило 504 жалобы в рамках Федерального закона 44-ФЗ.
Из них: 385 жалоб рассмотрено, 16 жалоб отозвано, 79 жалоб возвращено, 24 – переданы по подведомственности.
Из рассмотренных жалоб:
- 179 жалобы поступили на заказчиков субъекта;
- 151 жалоба поступила на муниципальных заказчиков;
- 55 жалоб поступили на федеральных заказчиков.
Признано обоснованными и частично обоснованными 99 жалоб. Из них - 9 жалоб по закупкам, состоявшимся в рамках национальных проектов «Здравоохранение», «Экология», «Комфортная среда».
По результатам рассмотрения жалоб выявлено 107 закупок с нарушениями (в том числе 9 закупок в рамках нацпроектов) выдано 72 предписания.
В течение года в рамках внеплановых проверок проверено 111 закупок, выявлено 23 нарушения, выдано 6 предписаний.
Возбуждено 92 административных дела за нарушения законодательства о контрактной системе. Общая сумма наложенных штрафов: 1 млн. 85 тысяч рублей. К административной ответственности привлечено 59 должностных лиц.
Наибольшее количество поступивших жалоб и выявленных нарушений:
в сфере здравоохранения (рассмотрено 87 жалоб, из них признаны обоснованными и частично обоснованными 19), в строительной сфере (рассмотрено 118 жалоб, из них признаны обоснованными и частично обоснованными 46).
Наиболее распространенные нарушения заказчиков: установление избыточных требований в конкурсной документации, влекущее за собой ограничение количества
участников закупок.
Кроме того, при установлении требований к участникам закупок заказчики не учитывают изменения в законодательстве. Например, с 01.07.2021 не устанавливается требование об отсутствии в РНП информации об учредителях, а заказчики до сих пор данное требование указывают. Либо неверно устанавливают дополнительные требования к участникам (до 01.01.2022г. такие требования устанавливались в соответствии с Постановлением Правительства РФ №99).
Контроль недобросовестной конкуренции
Рассмотрено 41 заявление о действиях недобросовестной конкуренции. Из них в 27 случаях отказано в возбуждении дела. Возбуждено 5 дел:
2 дела по нарушению статьи 14.6 (недобросовестная конкуренция ),
3 дела по нарушению статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции).
В результате рассмотрения дел выявлено 5 нарушений, выдано 17 предупреждений.
Предупреждения выданы:
12 – газовым компаниям, оказывающим услуги по техобслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования;
3 – охранным предприятиям;
2 – индивидуальным предпринимателям.
Возбуждено 2 дела по ст.14.33 КоАП (действия недобросовестной конкуренции), общая сумма штрафов составила 121 тысячу рублей.
Наиболее часто действия недобросовестной конкуренции допускали газовые компании, занимающиеся обслуживанием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Нарушение заключалось в проведении работ по замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования (газового крана, плиты) в квартирах вологжан без заключения обязательного договора о техническом обслуживании.
Это нарушение квалифицировано как иные форме недобросовестной конкуренции (статья 14.8 Закона о защите конкуренции).
Договор, который, согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, обязана заключать каждая работающая специализированная газовая компания с гражданами, предусматривает не только ремонт и замену газового оборудования, но и аварийно-диспетчерское обслуживание.
В рассмотренных делах на газовые компании, заменявшие газовое оборудование без договора, в УФАС поступили обращения от АО «Газпром газораспределение Вологда».
В данных случаях только у АО «Газпром газораспределение Вологда» имелся заключенный договор и только эта компания имела право заменять и ремонтировать газовое оборудование в квартирах граждан.
Пример: предупреждения выданы ООО «ГорГаз» и ООО «Устюггазсервис».
Обе компании пытались опротестовать предупреждение в Арбитражном суде Вологодской области, а ООО «Устюггазсервис» – еще и в суде апелляционной инстанции - Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде, а также в суде кассационной инстанции - Арбитражном суде Северо-Западного округа, но безрезультатно.
Дела в отношении газовых компаний являются социально значимыми, поскольку они непосредственно связаны с безопасностью людей: в ряде случаев после замены газового оборудования из-за утечки газа жители многоквартирных домов вызывали аварийную газовую службу.
Пример исполненного предписания в рамках контроля недобросовестной конкуренции: Охранное предприятие ООО СКБ «Флагман» исполнило предписание Вологодского УФАС России.
В УФАС поступило заявление ООО «Служба Безопасности Конвой» о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ООО «СКБ «Флагман».
«Флагман» стал победителем электронного аукциона на оказание услуг по охране Вологодского индустриально-транспортного техникума, между заказчиком и исполнителем был заключен договор на оказание охранных услуг.
Участие и победа «Флагмана» в аукционе оказалось возможным из-за недостоверной информации, предоставленной предприятием в рамках проводимого аукциона.
В условиях данной закупки предусмотрена круглосуточная охрана объектов, имущества, обеспечение внутриобъектового пропускного режима на объектах Вологодского индустриально-транспортного техникума, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, заявлено требование о наличии мобильной группы и оружия у сотрудников мобильной группы.
Было установлено, что у «Флагмана» отсутствуют мобильные группы и служебное оружие на территории г. Вологды. Охранное предприятие, подавая заявку на электронный аукцион, исказило данные относительно параметров объекта закупки.
Не имея комнаты хранения оружия и боеприпасов, мобильной группы и служебного оружия на территории города Вологды, предприятие охраны не может надлежащим образом оказывать охранные услуги техникуму и исполнить условия контракта.
В отношении «Флагмана» было возбуждено антимонопольное производство, по результутам которого было выдано предписание.
Охранное предприятие «Флагман» оспорило решение и предписание УФАС в Арбитражном суде, но суд не удовлетворил требования заявителя.
Контроль за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
Принято 124 заявления о нарушении Закона «О рекламе».
Отказано в возбуждении дела в 120 случаях, из них большая часть заявлений направлена в другие органы власти по компетенции; на часть заявлений даны разъяснения; по остальным заявлениям данные о нарушении не подтвердились, из них часть обращений не содержит фактических данных для принятия мер реагирования.
Возбуждено 4 дела. По результатам рассмотренных дел выявлено 4 нарушения, выдано 2 предписания.
Возбуждено 7 административных дел по ст. 14.3 КоАП РФ.
Возбуждено 1 административное дело по ст.14.3.1 КоАП (распространение рекламы табака), штраф составил 3 тысячи рублей.
Вынесено 2 постановления о наложении штрафа на сумму 14 000 рублей. По 5 делам в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства штраф заменен на предупреждение.
Выявленные нарушения:
1 – недобросовестная реклама
1 – нарушение в сообщении о трансляции рекламы
в радиопрограмме;
1 – sms- реклама
1 – нарушение в рекламе финансовых услуг
Контроль доминирующего положения (статья 10 Закона о защите конкуренции).
Поступило и рассмотрено 161 заявление по ст.10. Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением). Из них в 160 случаях отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства, выдано 1 предупреждение.
Из 161 заявления 17 поступили на субъекты естественных монополий, 144 заявления – на прочие хозяйствующие субъекты.
В заявлениях указаны следующие нарушения:
68 – установление и поддержание монопольно высокой цены товара;
31 – навязывание невыгодных условий договора;
4 – необоснованное прекращение производства товара;
7 – необоснованный отказ от заключения договора;
15 – нарушение порядка ценообразования;
2 – создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка.
34 – прочие нарушения.
Контроль порядка подключения к электрическим, газораспределительным сетям, сетям теплоснабжения, водоснабжения (Ст. 9.21 КоАП РФ)
Возбуждено 32 дела по статье 9.21 КоАП. Из них 28 дел возбуждены на субъекты естественных монополий, в том числе одно дело на должностное лицо газораспределительной компании.
27 дел возбуждено в отношении сетевых компаний.
В отношении компаний электроэнергетики вынесено 17 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 1 млн. 50 тысяч рублей.
Основная масса возбужденных по ст.9.21 дел касается нарушения Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Основные нарушения: нарушение сроков технологического присоединения, необоснованный отказ в выдаче договора.
Контроль торгов. Ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Поступило 68 жалоб, из них признаны обоснованными 12 жалоб, выдано 8 предписаний.
Общая сумма наложенных штрафов в 2021 году составляет 2 млн. 958 тысяч руб. Общая сумма взысканных в бюджет штрафов в 2021 году составляет 18 млн. 979 тысяч руб.