Справка о рассмотрении заявления о даче согласия на предоставлении преференции

  1. . Сведения о рассматриваемом заявлении:
    1. реквизиты заявления: вх. № 6934 от 16.12.2020;
    2. наименование заявителя: Вологодская городская дума (далее – Дума);
    3. наименование получателя преференции: частное учреждение дополнительного образования «Вишенка» (далее – ЧУДО «Вишенка»);
    4. Цель преференции – развития образования и науки; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
    5. Объем и классификация: предоставление имущественной льготы в виде полного освобождения от установленной договором аренды муниципального имущества № 14/8 от 04.09.2020 (далее – договор аренды) арендной платы за пользование нежилыми помещениями;
    6. Характеристика объекта: муниципальные нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Вологда, ул. Сергея Орлова, д.1, общей площадью 444,7 кв.м.
    7. Срок – на 2021г.

2. Сведения о получателе преференции:

2.1. Информация о хозяйственной деятельности получателя преференции: услуги по дополнительному образованию детей (код и наименование вида экономической деятельности – 85.41), в том числе такие как: раннее развитие детей, изучение иностранных языков, обучение шахматам, хореографии, вокалу, изобразительному искусству.

2.2 Информация о специальных разрешениях: лицензия  на осуществление образовательной деятельности с подвидом дополнительного образования детей и взрослых № 9366 от 07.09.2017 (сер. 35Л01 № 0001973), выданная департаментом образования Вологодской области (бессрочно).

3. Сведения о соответствии преференции заявленным целям: цель предоставления преференции – развития образования и науки; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

        ЧУДО «Вишенка», имея соответствующую лицензию,  предоставляет на платной основе услуги по дополнительному образованию детей.

Муниципальное имущество, переданное в аренду ЧУДО «Вишенка» для образовательной деятельности используется арендатором для оказания указанных выше платных услуг. Таким образом, ЧУДО «Вишенка», имея статус некоммерческой организации, осуществляет деятельность, приносящую ей доход, а значит, в силу статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом.

Данная деятельность осуществляется ЧУДО «Вишенка» на конкурентном товарном рынке. Согласно сведениям, представленным департаментом образования Вологодской области, в границах города Вологды функционируют 236 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности с подвидом дополнительного образования детей и взрослых, при этом 37 из указанных лицензиатов созданы (зарегистрированы) в целях осуществления предпринимательской деятельности, как общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели, а 11 имеют форму частного учреждения дополнительного образования (частного образовательного учреждения).

При таких обстоятельствах, рынок оказания услуг по дополнительном образованию детей наполнен продавцами, и предоставление льготы по арендной плате одному из них может создать данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления приносящей доход деятельности и привести к неблагоприятным последствиям для конкуренции.

Кроме того, рынок услуг дополнительного образования детей включен в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Вологодской области, утвержденный распоряжением Губернатора Вологодской области от 31.01.2020 № 346-р (далее – распоряжение Губернатора).

В заявлении Думы о даче согласия на предоставлении преференции, а также в проекте решения Думы о предоставлении льготы ЧУДО «Вишенка» в качестве срока предоставления преференции указан период с 16 сентября по 31 декабря 2020г. Решения антимонопольного органа, принятые по результатам рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, не предполагают обратной силы действия.

Правоотношения сторон договора аренды подлежат правовому регулированию нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). При этом в соответствии с правилами статей 606, 614 ГК РФ одним из основных элементов договора аренды является платность временного владения и пользования имуществом. С учетом этого, полное освобождение арендатора от установленной договором суммы арендной платы за пользование муниципальными нежилыми помещениями при перспективе последовательного предоставления данной льготы на период действия договора соответствует правовой природе договора безвозмездного пользования, предусмотренного главой 36 ГК РФ. В договоре аренды заключенного с ЧУДО «Вишенка», предусмотрено, что годовой размер арендной платы устанавливается на основании отчета по определению рыночной стоимости арендной платы и не подлежит изменению в течение всего срока действия договора.

С учетом установленных правовых и договорных норм, имеется возможность заключения договора безвозмездного пользования в порядке статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований действующего законодательства.

Распоряжением Губернатора в качестве системных мероприятий по содействию развитию конкуренции в регионе предусмотрено развитие негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций, и в частности, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и разработка мероприятий, направленных на поддержку негосударственного (немуниципального) сектора в сфере дополнительного образования детей.

Также, в соответствии со статьей 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

С учетом указанных норм, ЧУДО «Вишенка» имеет правовую возможность получения предусмотренных мер поддержки.

4. Выводы: принято решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции в связи с тем, что ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.