• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

формировании лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вологодское УФАС России сообщает, что письмами ФАС России от 02.10.2020г. № ИА/85875/20 и от 05.11.2020г. № МЕ/96706/20 даны официальные разъяснения по вопросам формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении закупок на работы, связанные  с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в силу статьей 2, 8 Закона № 44-ФЗ, с учетом письма ФАС России от 26.08.2016г. № ИА/58910/16 «О применении разъяснений ФАС России» разъяснения, направляемые ФАС России, являются официальной позицией и обязательными для применения.

ФАС России указало на то, что минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения контракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут.

 

Допустимое соотношение для муниципальных и межмуниципальных маршрутов:

Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут

Минимальное количество лотов при организации регулярных перевозок

Максимальный размер обеспечения исполнения контракта

До 50 тыс. чел.

10 лотов

100 млн руб.

От 50 тыс. до 150 тыс. чел.

15 лотов

200 млн руб.

От 150 тыс. до 1 млн чел.

20 лотов

300 млн руб.

Свыше 1 млн чел.

30 лотов

500 млн руб.

Москва и Санкт-Петербург

50 лотов

500 млн руб.

 

При использовании данных критериев следует учитывать, что общая протяженность маршрутов каждого лота не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов более чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам нужно разделять на разные закупки. Срок исполнения обязательств по таким контрактам должен составлять не более 10 лет.
ФАС России отмечает, что использование заказчиками данных критериев при формировании лотов на организацию регулярных перевозок не будет рассматриваться как нарушение.
В случае, если заказчик не может сформировать лоты в соответствии с данными критериями, то это не означает, что его действия по формированию лотов являются нарушением законодательства. В этом случае требуется дополнительное рассмотрение сложившейся конкурентной среды на рынке, для чего заказчик вправе обратиться с приложением соответствующего обоснования в территориальный орган ФАС России для проведения консультаций по количеству лотов при проведении торгов на организацию регулярных перевозок.
Вологодское УФАС России обращает внимание на то, что в силу части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р, рынки оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок включены в Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.
Согласно Стандарту развития конкуренции органы власти, включая органы местного самоуправления, обязаны осуществлять системные мероприятия, которые должны быть направлены на развитие конкуренции, в том числе:
-на развитие конкурентоспособности товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства;
-на обеспечение прозрачности и доступности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусматривающих устранение случаев (снижение количества) осуществления закупки у единственного поставщика, расширение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Мероприятия по содействию развитию конкуренции должны реализовываться исходя из текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ, услуг, участников экономических отношений и общества в целом.
Таким образом, формирование лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа не должно быть нацелено на создание преимущественных условий участия в таких закупках определенным хозяйствующим субъектам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа на определенных территориях (муниципальных образованиях).
В противном случае такие действия органов власти будут рассматриваться как признаки нарушений статьей 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции.
Для предотвращения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе при формировании лотов в целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа необходимо неукоснительно руководствоваться официальной позицией ФАС России, осуществлять мероприятия, направленные на развитие конкуренции и действовать в интересах конечных потребителей - пассажиров.
Закупки должны проводиться конкурентными способами с максимальным привлечением широкого круга участников закупок, в том числе, обеспечивающим возможность участия в таких закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
При невозможности формирования лотов в соответствии с указанными ФАС России критериями, заказчики вправе обратиться в ФАС России и/или в Вологодское УФАС России для дополнительного рассмотрения сложившейся конкурентной среды на рынке с предоставлением с приложением соответствующего обоснования, в том числе с предоставлением подтверждающих документов, информации/сведений о принятых мерах по развитию конкуренции на рынках оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Стандарта развития конкуренции.