Вологодское УФАС России: на рынках автобусных перевозок не развита конкуренция

Вологодское УФАС России провело анализ  состояния конкуренции на рынках услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным, межрегиональным маршрутам на территории Вологодской области за период 2017-2018 г.г.

По результатам проведенного анализа сделан вывод, что все рынки услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным, межрегиональным маршрутам относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Мешают вхождению на рынок новых перевозчиков следующие факторы:

1. Деятельность нелегальных перевозчиков на межмуниципальных маршрутах, осуществляющих перевозки пассажиров по самостоятельно установленным расписаниям, без конкурсного отбора.

2. Финансовая помощь за счет муниципального бюджета только одного из перевозчиков (г. Череповец).

3. Частое изменение законодательных норм (переоформление лицензий; требований к штампам механика, медика; требования к режиму отдыха водителя не учитывает протяженность маршрута; введение онлайн-касс на городском транспорте особенно для ИП с упрощенным единым налогом), которые не всегда проработаны и целесообразны, создают дополнительные финансовые, организационные и другие барьеры.

Вологодское УФАС пришло к выводу, что тарифы на перевозки пассажиров большинства маршрутов не регулируются муниципальными органами власти.

Анализ динамики роста тарифов в анализируемый период показал, что на рынках услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам тарифы  у большинства хозяйствующих субъектов выросли от 8% до 18% при  инфляции (7%).

На рынках услуг регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам тарифы у большинства хозяйствующих субъектов тарифы  выросли на 10% сверх уровня инфляции.

На рынках услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам тарифы у большинства хозяйствующих субъектов выросли от 6% до 9%, что можно говорить об уровне инфляции в 7%.

К основным причинам роста тарифов можно отнести низкий уровень пассажиропотоков, снижение рентабельности многих автобусных маршрутов и сокращение бюджетных дотаций. На убыточных маршрутах некоторые администрации муниципальных районов сокращают число рейсов.