Ответы на вопросы публичных обсуждений

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вопрос от Вологодского филиала САО «ВСК»:

Когда появятся реальные антидемпинговые механизмы воздействия на недобросовестных участников конкурсных процедур по ОСАГО, т.к. согласно 44-ФЗ и исходя из последнего решения Вологодского УФАС по Противопожарной службе,  Заказчик не имеет право отклонять Заявки участников, проверять правильность Расчета страховой премии, даже занизивших расчет страховой премии в нарушение всех норм с целью исключительно победы? И чем  мы, страховые компании, можем в этом посодействовать?  Почему Заказчик должен без разбора установить победителем конкурса (котировки или электронного аукциона) по ОСАГО по 44-ФЗ участника предложившего наименьшую цену?  44-ФЗ говорит о том, что отклонять с наименьшей ценой Заказчик не имеет права и кроме того, заявка должна соответствовать всем параметрам конкурсной документации.

Из анкеты:

2) Конкурсные закупки ОСАГО, ОСОПО, ОСГОП согласно 44-ФЗ. Может ли заказчик отклонять заявки участников с заниженной ценой страховой премии?  Если нет, то кто контролирует правильность расчета участников, если не комиссия заказчика?

3) Какие санкции  могут быть применены по 44-ФЗ, 135-ФЗ к участникам, занизившим расчет страховой премии?

 

Ответ Вологодского УФАС России на 1 вопрос:

В июне 2017 года мы рассмотрели дело (Решение № 04/11/148-17 от 21.06.2017), суть которого заключается в том, что один из участников конкурсной процедуры занизил цену своего предложения и стал победителем электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (ОСАГО). Жалоба признана обоснованной. Вместе с тем, материалы    дела переданы в Управление ЦБ РФ по Вологодской области для рассмотрения в рамках компетенции. Кроме того,  рассмотрение дела передано в отдел контроля недобросовестной конкуренции Вологодского УФАС на предмет выявления признаков недобросовестной конкуренции в результате демпинга цен при проведении конкурсных процедур.

 

Вопрос от МУП «Водоканал»: как должно передаваться имущество объектов инфраструктуры для оказания услуг ЖКХ?

Ответ Вологодского УФАС России:

Антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Федерального закона от 21.07.2005  № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которому с 1 июля 2015 года объекты инфраструктуры для оказания услуг ЖКХ передаются в пользование только через концессионные соглашения. Заключение соглашения проводится на основе конкурсных процедур.    

В 2016 году в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района было по заявлениям от ООО «Тепловодресурс» ООО «Кубенское-Ресурс» было возбуждено дело о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которого было принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием данных нарушений. Заявители, не согласившись с решением УФАС, обратились в судебные инстанции. В итоге  Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд вынес постановление о том, что никаких иных прав передачи объектов инфраструктуры (муниципального имущества), кроме как посредством проведения концессионных торгов, быть не может. Если данному имуществу в настоящее время более пяти лет, не имеет значения, кто до этого его эксплуатировал. Если сейчас необходимо заключать договор по передаче права аренды (или в иное право собственности), должны быть проведены концессионные торги. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда А13-6321/2016 от 22.06.2017 находится в прикрепленном файле.

 

Вопрос от государственного учреждения-заказчика:

Как заказчику доказать  свою добросовестность  размещения извещения о проведении конкурсных процедур в сроки, если причиной просрочки является отсутствие сайта Единой информационной системы (ЕИС)?

Ответ Вологодского УФАС:

Для заказчиков установлен определенный срок, в течение которого заказчик должен разместить информацию на официальном сайте ЕИС. Как правило, это три рабочих дня.  Для того чтобы заказчику подтвердить, что он добросовестно пытался исполнить свои обязательства, ему необходимо пытаться осуществить это действие в течение всего срока, установленного законом и документально фиксировать свои действия, в том числе, скриншотом сайта ЕИС о том, что он не работал (на сайте об этом всегда вывешивается информация). Это и будет доказательством добросовестности заказчика. Необходимо хранить скриншоты, заверенные подписью контрактного управляющего, с датой, когда пытались разместить информацию. Тогда в действиях заказчика будет отсутствовать состав административного правонарушения

 

Вопрос от ФКУ ИК-4 УФСИН по Вологодской области:

1) Какой порядок совместного применения Приказа № 155 Министерства экономического развития РФ, № 968  и Постановления № 102 проведении конкурентных закупок (котировки, аукцион) при осуществлении закупки, если участник закупки предлагает в качестве объекта закупки товар и российского, и иностранного происхождения?  В частности, если закупаются лампочки накаливания российского и китайского происхождения?

Ответ Вологодского УФАС:

По этому вопросу предлагаем провести межведомственное  рабочее совещание совместно с Комитетом государственного заказа Вологодской области, Управлением УФСИН и Вологодского УФАС.

2) Правомерность включения ретроактивной оговорки в контракты, заключаемые с единственным поставщиков на оказание коммунальных услуг в случае недостаточности или отсутствия финансирования из федерального бюджета?

Ответ Вологодского УФАС:

Вологодское УФАС не находит противоречий Закону № 44-ФЗ во включении в контракт, заключаемый по основаниям предусмотренным частью 1 статьи 93
Закона № 44-ФЗ, условий, установленных в соответствии с диспозитивной нормой части 2 статьи 425 ГК РФ, согласно которой стороны вправе установить, что условия заключенного ими контракта применяются к их отношениям, возникшим до заключения контракта, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом такой контракт может быть заключен при условии, что на момент возникновения обязательств определена его цена в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, Закон № 44-ФЗ прямого запрета для применения указанного положения при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не имеет. При осуществлении закупок неконкурентным способом основательно вести речь о допустимости применения указанной статьи 425 ГК РФ. В определенных ситуациях подобный механизм, предусматривающий придание обратной силы договорному обязательству, является единственным легитимным вариантом выхода из затруднительной ситуации для заказчика. Также вполне очевидно, что оформление договорных отношений с организациями – субъектами естественных монополий в ряде случаев вызывает сложности у заказчиков, в то время как естественным образом присутствует потребность в тех товарах, работах, услугах, поставщиками (исполнителями) которых данные организации являются исключительным образом.

 

Вопрос МУП «Вологдагортеплосеть»:
Как обосновать, что закупка у единственного поставщика проводится  вследствие аварии, ЧС? Что для этого необходимо сделать, какие необходимы подтверждающие документы?

Ответ Вологодского УФАС:

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Обстоятельства, указываемые Заказчиком в обоснование причин заключения контракта с единственным исполнителем по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, должны соответствовать действительности и обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.

Факт возникновения аварии должен быть зафиксирован в соответствующем акте обследования места аварии.

 

Вопрос МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола»

Между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт, цена которого превышает 100 тыс. рублей. Срок действия контракта продлен до полного исполнения сторонами своих обязательств. В извещении об осуществлении закупки указана информация о сроках завершения основного обязательства подрядчика. Вопрос: правильно ли поведение Заказчика в случае, если банковская гарантия превышает срок  исполнения основного  обязательства не менее, чем на один месяц?  ( С учетом ч.4 ст. 329 ГК РВ, ст. 96 ФЗ-44).

 

Ответ Вологодского УФАС:

Действия Заказчика неправомерны по следующим причинам.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанной нормой.

Срок исполнения контракта является существенным условием, возможность изменения которого не предусмотрена  ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В связи с этим, нарушение ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ влечет за собой иные нарушения Закона № 44-ФЗ, в том числе части 3 статьи  96 Закона № 44-ФЗ.

 

Вопрос БУЗ ВО «Вологодская детская городская поликлиника № 5»

1) Можно ли отклонять котировочную заявку, если ее форма не соответствует форме, указанной в извещении?

Ответ Вологодского УФАС:

В силу п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать форму заявки на  участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа. Закон № 44-ФЗ не содержит требования о том, что заявка на участие в запросе котировок должна подаваться по форме заявки на участие в запросе котировок, установленной в извещении о проведении запроса котировок.

В ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ указана информация и документы, которые должна содержать котировочная заявка. Извещение о проведении запроса котировок так же должно содержать требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Таким образом, если котировочная заявка содержит всю информацию и документы, предусмотренные ч. 3 ст. 73  Закона N 44-ФЗ, а так же соответствует требованиям, указанным в извещении, у котировочной комиссии отсутствуют правовые основания для отклонения  такой заявки.

 

2) Возможно ли вносить изменения в контракт, заключенный по итогам запроса котировок в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в частности увеличивать или уменьшать цену и количество товара в пределах 10%?

 

Ответ Вологодского УФАС:

Заказчик вправе по соглашению сторон изменить количество товара в пределах 10%, если такая возможность была предусмотрена:

 1) документацией о закупке и контрактом;

2) только контрактом - при закупке у единственного поставщика (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При запросе котировок, в отличие от других конкурентных способов определения поставщика, документация о закупке не разрабатывается, размещается лишь извещение (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, заказчик не может воспользоваться указанным правом, даже если предусмотрел в контракте такую возможность увеличить или уменьшить количество товара в пределах 10%. Схожая позиция изложена в Решении ФАС России от 04.10.2016 по делу N П-176/16 и в Письме Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-999.

Но есть и противоположный подход. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что применять п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, заключенным по итогам запроса котировок, не запрещено (Постановление от 10.10.2016 по делу N А13-7557/2016).

Вологодское УФАС придерживается позиции Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда.

 

Вопрос УФСИН России по ВО

1) Включение в контракты с коммунальными организациями (Вологдаэнерго, Теплосеть) условие по фиксированной цене контракта, с учетам ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

 

Ответ Вологодского УФАС:

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Вместе с тем, пунктом 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что  изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Таким образом, Заказчик обязан включить в контракт условие о том, что цена является твердой, но вправе изменить его на основании п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

 

Вопрос БУЗ ВО «Вологодская горбольница № 1»

1) Возникают проблемы при закупке лекарственных средств. Не все ЛС, имеющие одинаковые МНН, являются взаимозаменяемыми, поскольку вспомогательные вещества также имеют значение на действие лечебного процесса, так же как и форма выпуска. Расширенное описание объекта закупки было бы более правильно при закупке лекарственных средств. Разъясните, как быть в таких случаях?

Ответ Вологодского УФАС:

При формировании Технического задания в каждом конкретном случае Заказчику следует учитывать количество поставщиком и производителей, имеющих возможность поставить необходимое лекарственное средство, в соответствии с указанными характеристиками, а так же иметь возможность обосновать потребность в той или иной характеристике.

2) Просим дать определение термину «этап исполнения контракта», это определение внесли в 44-ФЗ. Письма различных организаций по-разному трактуют этот термин, что затрудняет работу заказчика. В организации заключено около 400 контрактов со сроком исполнения «в течение года поставки», при этом приходится делать отчет по каждой накладной. Пришлось брать дополнительных работников – т.е. возросли расходы заказчика, т.к. поставка товара партиями приравнивается к «этапу исполнения контракта», хотя этапы контрактом не выделены. Как быть?

Ответ Вологодского УФАС:

Согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.
Вместе с отчетом в электронной форме размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов (то есть результатов исполнения контракта) либо иной определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Положения). По смыслу положений пп. "а" и пп. "б" п. 3 Положения, отчет об исполнении контракта размещается в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, то есть по факту исполнения контракта полностью, либо исполнения конкретного этапа, предусмотренного контрактом.

Определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ).

Вологодское УФАС не уполномочено давать определение понятия «этап исполнения контракта», до тех пор, пока оно не будет закреплено на законодательном уровне.

Таким образом, выделение отдельных этапов исполнения контракта на поставку товара, оказание услуг, выполнение работ зависит, как мы полагаем, от условий конкретного контракта.

 

Вопрос гражданина:

 

 Между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ, цена контракта превышает 100 ООО рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки содержится информация в том числе и о сроках завершения работ. Правомерно ли поведение Заказчика в случаях, когда срок действия заключенного контракта определен как до полного исполнения обязательств сторонами, если банковская гарантия предоставляется с учетом срока исполнения основного обязательства подрядчика, превышая срок исполнения основного обязательства не менее чем на один месяц?

 

Ответ Вологодского УФАС:

Согласно пункту 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 №66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта. Событие – «до выполнения сторонами всех обязательств» - не обладает качеством неизбежности наступления.

Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, в случае когда срок указан в виде формулировки – «до выполнения сторонами всех обязательств» -  данный срок не определен, в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением ч. 3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

В случае, если проектом контракта предусмотрены сроки выполнения работ, они не могут учитываться участником закупки, в качестве срока действия контракта для целей предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, так как сроки выполнения работ и срок действия контракта не являются тождественными и могут не совпадать.

Постановление

Файлы для скачивания

postanovlenie_na_sayt_a13-6321.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.33 МБ