Сотрудники Вологодского УФАС рассказали журналистам о конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов
21 марта 2017 года в Вологодском УФАС состоялась пресс-конференция на тему «Состояние конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов».
Начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Наталия Проничева и ведущий специалист-эксперт Андрей Минаев проинформировали журналистов о результатах проведенного анализа состояния конкуренции на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Вологодской области в 2016 году.
Анализ рынка проводился в географических границах городов Вологды и Череповца. В 2016 году на территории города Вологды услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) оказывали 14 хозяйствующих субъектов, на территории Череповца - 7 хозяйствующих субъектов.
Ни в областном центре, ни в городе металлургов в 2016 году не установлено ни одного доминирующего хозяйствующего субъекта (имеющего долю более 50%). В то же время в Вологде установлен один хозсубъект, занимающий на рынке долю в 33%, в Череповце – 2 хозяйствующих субъекта с долей около 33% каждый.
Экономисты Вологодского УФАС оценили рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в границах г. Вологды как рынок с недостаточно развитой конкуренцией: три крупнейших хозяйствующих субъекта на данном рынке услуг занимают долю более 60% от всего объема данного рынка. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в границах г. Череповца относится к рынку с неразвитой конкуренцией: доля трех крупнейших хозяйствующих субъектов рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО составляет более 80%.
Доля услуг каждого перевозчика (продавца данных услуг) рассчитывалась в соответствии с тем объемом отходов, который он смог собрать и отправить на полигон.
Наталия Ивановна Проничева пояснила журналистам, что уровень развития конкуренции на рынке зависит не от количества хозяйствующих субъектов (их может быть и больше), а от того объема услуг, который предоставляет каждый из них.
Главный специалист-эксперт Андрей Минаев рассказал журналистам о выявленных барьерах входа на рынок. Так, экономическими ограничениями для входа новых хозяйствующих субъектов на рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО являются: ограниченное финансирование для приобретения новой спецтехники, сложность привлечения доступных кредитов, удаленная транспортная доступность до полигонов размещения ТКО.
Среди административных ограничений были названы: слабый контроль учета движения ТКО, приводящий к возможности использования демпинговых цен со стороны недобросовестных организаций; длительность процесса лицензирования и получения разрешений на данный вид деятельности.
Экологическими ограничениями являются сложность соблюдения лицензионных и экологических требований для получения лицензии и необходимость в переоформлении всех лицензий при изменениях или дополнениях в каталоге отходов.
Кроме того,присутствие на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов также приводит к созданию барьеров входа на рынок.
Во второй части пресс-конференции старший государственный инспектор Олег Сучков проинформировал представителей СМИ о проблемах, возникающих между участниками рынка, подробнее остановившись на переходе к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, с 1 января 2018 года на территории Вологодской области должен будет действовать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет заключать договоры с иными участниками рынка.
Уже органами власти Вологодской области утверждена территориальная схема обращения с отходами, благодаря которой установлены четкие границы,с каких территорий на какие полигоны должны поступать твердые коммунальные отходы.
- Требования, предъявляемые к оператору довольно высокие, и не каждый желающий сможет войти на данный рынок услуг, - заметил Олег Николаевич. - Это связано с проблемами обеззараживания отходов, с целью не допущения экологической катастрофы и иных нарушений.
Проводить конкурсный отбор и определять оператора будет Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования. Антимонопольный орган будет контролировать законность и обоснованность проведения конкурсного отбора и правильность определения победителя.
- Мы будем смотреть, чтобы при проведении конкурсных процедур не были ущемлены права ни одного из хозяйствующих субъектов, подчеркнул Олег Николаевич.