Члены Общественно-консультативного совета Вологодского УФАС обсудили проблемы бизнеса в строительстве и закупках

28 июня 2016 года  в Вологодском УФАС  России прошло очередное заседание Общественно-консультативного совета.
            Открывая заседание, руководитель Вологодского УФАС Наталия Мерзлякова  отметила, что одной из причин   нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти и субъектов естественных монополий является  низкая информированность представителей бизнеса о полномочиях ведомства в плане  защиты законных прав и интересов предпринимателей.             Заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Ирина Смышляева проинформировала членов Совета о полномочиях  антимонопольного органа, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  по устранению административных барьеров в сфере строительства.

          Так, в своем выступлении  Ирина Александровна отметила, что не смотря на активную позицию ведомства, в  антимонопольный орган поступает небольшое количество жалоб  в сфере административного обжалования в строительстве. Связано это в том числе с тем, что далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса знают и понимают полномочия Федеральной антимонопольной службы.   Между тем, полномочия ведомства направлены на восстановление законных прав и интересов строительных организаций. Поэтому в настоящее время  одной из  актуальных задач антимонопольного управления является  информирование субъектов предпринимательской деятельности о полномочиях.
           - Мы всегда пытаемся преодолеть непонимание  со стороны предпринимателей, - заметила Наталия Мерзлякова, - и для решения проблемы информированности бизнес-сообщества  свою посильную помощь могут оказать  члены Общественно-консультативного совета, непосредственно контактирующие с предпринимателями.
             Далее участники заседания обсудили наиболее острые проблемы, возникающие перед бизнесом в сфере строительства и способы информирования предпринимателей.

        «Нельзя  доводить ситуацию до крайности, когда  из-за административных барьеров  бизнес находится на грани закрытия, - отметила Наталия Валерьевна. – Необходимо  активнее защищать свои права, используя полномочия  антимонопольного органа».

           Выступление заместителя  руководителя Вологодского УФАС Сергея  Осипова было посвящено вопросам контроля в сфере государственных и муниципальных закупок и услуг в строительной сфере с учетом применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

           Сергей Владимирович отметил, что органы власти далеко не всегда соблюдают порядок проведения закупок  и в качестве примера  привел реализацию Программы переселения из аварийного и ветхого жилья в городе Соколе, когда Вологодское УФАС дважды отменяло конкурсные процедуры.
             - Нарушений можно было бы избежать, - заметил Сергей Владимирович, - если бы организаторы публичных закупок более внимательно относились  к своим обязанностям.

              Так, по словам Сергея Осипова, серьезную проблему для конкурентных отношений представляют собой действия органов власти, когда они не хотят допускать на рынок области иные строительные компании. О проблемах закупок в строительной сфере  говорит и  статистика: если в 2015 году в Вологодское УФАС поступило 47 жалоб  на действия заказчиков при закупках в сфере строительства, то за шесть месяцев 2016 года уже поступило 33 жалобы на нарушения в указанной сфере.
               Большой  проблемой в сфере закупок в строительстве является практика субподрядов, которая может негативным образом сказываться  на качестве строительных работ. В связи с этим члены Совета обсудили возможность законодательной инициативы о пресечении цепочки субподрядов в строительстве.

                  Продолжая тему закупок, члены Совета обсудили проблемы, возникающие у предпринимателей при переходе на электронные закупки. Поскольку  цена технического  сопровождения  данного нововведения неподъемна  для значительной части субъектов малого бизнеса,  налицо угроза   исключения малого бизнеса из сферы муниципального заказа, и, как следствие  его закрытие. Члены общественно-консультативного совета  решили обратиться в Правительство Вологодской области и  довести до Правительства информацию о наиболее острых проблемах,  которые неизбежно возникнут  у малого бизнеса при переходе на электронную систему закупок.

         Еще одна проблема, вынесенная на обсуждение членов Совета, касалась выявления признаков ограничения доступа к территориальным сметным нормативам и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на региональных рынках разработки и реализации  программ и проектно-сметной документации.

          По действующему законодательству, региональные сметные нормативы должны находиться в открытом доступе на официальных сайтах органов власти и должны быть доступны для любого пользователя.
          Но, как показывает практика, строительные организации вынуждены покупать нормативную документацию у организаций, которые в принципе не могут быть наделены полномочиями  распоряжаться документами, которые должны быть изготовлены органами власти и предоставлены для использования  на безвозмездной основе.

         - Отсутствие свободного доступа к проектно-сметной документации  имеет признаки  ограничения конкуренции на рынке строительного производства, - пояснила членам Совета Наталия Мерзлякова. -  К сожалению, данная проблема затрагивает и Вологодскую область.

           Поскольку для антимонопольного  органа важен факт негативного влияния на состояние конкуренции на указанном товарном рынке,  для решения данной проблемы необходима и помощь членов Совета. Поэтому участники заседания приняли  решение  провести  опрос среди предпринимателей Вологодской области, чтобы выяснить, у каких организаций предприниматели вынуждены покупать нормативно-сметную документацию, и обращались ли они в органы власти с запросом о предоставлении этой информации. Исходя из анализа  полученных данных, антимонопольный орган будет выстраивать свою дальнейшую деятельность по решению этой проблемы.