Ирина Смышляева выступила с докладом на Общественном совете при Прокуратуре Вологодской области
Сегодня, 24 мая 2016 года, заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Ирина Смышляева приняла участие в заседании Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса, которое состоялось в прокуратуре Вологодской области.
На мероприятии обсуждались вопросы соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности за 2015 и первый квартал 2016 года, были подведены итоги работы органов прокуратуры области по защите прав бизнеса.
В текущем периоде 2016 года прокуратурой области было выявлено 150 нарушений законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Одной из наиболее важных проблем была обозначена неправомерность действий со стороны контрольных органов при проведении соответствующих проверок в рамках Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Было отмечено, что идет тенденция к уменьшению количества проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности с 12 тысяч до 4 тысяч. Шестьдесят один процент заявок контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых проверок прокуратурой области были отклонены.
Ирина Смышляева в своем выступлении остановилась на проблемах применения норм антимонопольного законодательства в сфере защиты прав бизнеса. В частности, Ирина Александровна проинформировала членов Общественного совета о категории дел по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, рассмотренных Вологодским УФАС России за 2015 год и первый квартал 2016 года, познакомила с основными нарушениями, выявленными при рассмотрении указанных дел.
По статистическим данным антимонопольного управления, 70% дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, составляют дела, возбужденные в отношении хозяйствующих субъектов за злоупотребление ими своим доминирующим положением и осуществление актов недобросовестной конкуренции. Остальной категорией дел являются дела против органов власти. Подавляющее большинство нарушений допущено со стороны органов местного самоуправления. Как правило, эти нарушения связаны с незаконной передачей муниципального имущества конкретным хозяйствующим субъектом без проведения торгов, а также с нарушением порядка проведения данных торгов. Обращено внимание членов Совета на то, что меры антимонопольного реагирования в данном случае являются мерами контроля постфактум, то есть направленными на пресечение уже допущенного нарушения. Предупреждать же возникновение данных нарушений возможно в рамках адвокатирования конкуренции и использования института предостережения.
Итогом Общественного совета стала выработка конкретных предложений, направленных на повышение эффективности осуществления контрольных полномочий соответствующих органов с учетом явных и возможных последствий для экономических отношений.