Аукцион или запрос предложений? Оптимальный выбор способа закупки предотвратит нарушение законодательства

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

19 апреля 2016 года комиссия Вологодского УФАС России признала обоснованной жалобу ООО «Ультрафиолетовые Технологии» на действия МУП г. Череповца «Водоканал»  при проведении запроса коммерческих предложений на поставку оборудования для модернизации  с внедрением технологии УФ-обеззараживания.

По мнению заявителя, заказчик нарушил часть 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кроме того, заказчик жаловался, что  к извещению была приложена документация, не относящаяся к данной закупке.

Комиссия по контролю в сфере закупок, изучив представленные документы и выслушав доводы представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.

08.04.2016 заказчик опубликовал извещение о проведении запроса коммерческих предложений на поставку оборудования для модернизации с внедрением технологии УФ-обеззараживания,  приложив к извещению документацию по закупке асфальта. Данное действие заказчика признается нарушением части 8 статьи 4 Закона N 223: сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Комиссия по контролю в сфере закупок считает, что заказчиком были  допущены следующие нарушения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона N 223 в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Положением, разработанным  МУП г. Череповца «Водоканал», не был  предусмотрен порядок проведения запроса предложений: отсутствовали сроки приема коммерческих предложений, механизм внесения изменений в извещение и в документацию.

Таким образом, заказчик действовал  в нарушение своего же положения.

Стоит отметить, что в положении предусмотрены случаи проведения запроса предложений. На заседании комиссии представители заказчика пояснили, что проводят закупку по основанию «в иных случаях».

Комиссия по контролю в сфере закупок нашла в действиях заказчика признаки ограничения конкуренции.

При изучении документации было установлено, что заказчик обладает потребностью на приобретение оборудования; на данный товар есть функционирующий рынок, сравнение товара возможно по цене. Цена составляет 9,5 млн. руб. Срок поставки товара – август 2016 года. По мнению комиссии, в данном случае целесообразно проведение аукциона.

Запрос предложений, по мнению антимонопольного органа,  рационально применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора

Устанавливая короткий срок для приема коммерческих предложений, у участников закупки отсутствует возможность ознакомления с техническим заданием  и формирования конкурентного предложения.

Условия  рассматриваемой закупки объективно влекут за  собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивают количество участников закупки, что в свою очередь влечет ограничение количества, свободного доступа участников, создает неравные условия для участия в запросе предложений, а установление короткого срока приема коммерческих предложений не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта  которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в запросе предложений.

На основании вышеизложенного комиссия по контролю в сфере закупок признала жалобу обоснованной. Заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 3, часть 8 статьи 4 Закона N 223, ему выдано предписание – аннулировать запрос коммерческих предложений в срок до 20 апреля 2016 года.
            Материалы дела переданы должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении административного производства.