ГОСТ как камень преткновения в закупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

9 марта 2016 года Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции и оставил в силе решение Вологодского УФАС России о признании  Управления дорог  «Холмогоры» нарушившим  ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

           В марте прошлого года в Вологодское УФАС обратилось ООО «СТРОЙСИТИ» с жалобой на действия заказчика - ФКУ Упрдор «Холмогоры» -  противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
             Управление дорог «Холмогоры»  проводило  электронный аукцион на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги  Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск.

              Комиссия Вологодского УФАС, рассмотрев материалы дела, признала заказчика  нарушившим  ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, ему было выдано предписание аннулировать процедуру определения поставщика. Считая решение антимонопольного органа незаконным, Учреждение обратилось сначала в Арбитражный суд Вологодской области, а затем в Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд с соответствующим заявлением. Суды обеих инстанций оставили в силе решение и предписание антимонопольного органа.
             Поскольку некоторые нюансы дела могут быть полезны для участников будущих закупок, остановимся на них подробнее.

            При рассмотрении жалобы ООО «СТРОЙСИТИ» комиссия Вологодского УФАС пришла к выводу, что документация указанного электронного аукциона не содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что с одновременным требованием к участникам закупки о предоставлении конкретных показателей значительно затрудняет составление заявок на участие в электронном аукционе участникам закупок, не позволяет достоверно и полно определить потребность Заказчика и является нарушением ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.

У многих  ГОСТов имеется несколько показателей. Так, например, в аукционной документации  было указано, что щебень из плотных горных пород (который необходим для строительства дороги) должен соответствовать требованиям пункта 4 ГОСТ 8267-93. Однако названный пункт ГОСТа содержит семь технических характеристик, и в каждой из этих характеристик  указаны несколько значений показателей для каждой  марки щебня.  Как участник закупки должен узнать, какой именно щебень нужен заказчику, если тот  не указал конкретные значения показателей? 

-  Дело является для нас принципиальным, - говорит  руководитель Вологодского  УФАС России  Наталия Мерзлякова.- Уже не в первый раз участники закупок жалуются именно на  неопределенность технического задания при проведении закупок на строительство или  ремонт автомобильных дорог. Именно описание технических характеристик путем ссылки на конкретный  ГОСТ является камнем преткновения. Каждый раз заказчик ссылался на пункты в ГОСТах, не уточняя конкретные требования, и каждый раз в таком случае принималось решение о нарушении законодательства о контрактной системе. Наконец, суды и первой, и второй инстанции поставили в этом деле точку, подтвердив правильность позиции антимонопольного органа.