Вологодское УФАС предупредило органы власти и ресурсоснабжающие организации о недопустимости ограничения ресурсоснабжения жилого фонда

20 января 2016 года  в Вологодском УФАС России состоялось  рабочее совещание с представителями органов власти и ресурсоснабжающих организаций  на тему: «Риски нарушения антимонопольного законодательства в случаях ограничения ресурсоснабжения жилого фонда участниками рынка ЖКХ г.Вологды и Вологодской области».  

          Начиная рабочую встречу, руководитель Управления Наталия Мерзлякова пояснила собравшимся, что одним из  поводов ее проведения  послужил протокол селекторного совещания  Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации  А.В.Дворковича   «Об укреплении платежной дисциплины в сфере поставок природного газа и электрической энергии», в соответствии с которым Федеральной антимонопольной службе   совместно с иными органами власти поручено проанализировать проблемы платежеспособности потребителей энергоресурсов в регионах  РФ и принять установленные законодательством меры по сокращению  образовавшейся задолженности.    В частности, антимонопольный  орган должен проанализировать данные задолженности  за поставленную электроэнергию и природный газ на предмет недобросовестного поведения и использования монопольного положения потребителя или поставщика энергетических  ресурсов с последующим принятием мер антимонопольного реагирования, включая меры административного воздействия. 

                 Кроме того, в антимонопольный орган поступило обращение МУП «Вологдагортеплосеть»,  в котором сообщается о   наличии просроченной задолженности за потребленную теплоэнергию со стороны управляющих компаний, ТСЖ и граждан г.Вологды.   В свою очередь предприятие  также является должником по отношению к иным ресурсоснабжающим организациям, от которых уже были получены уведомления о возможных ограничениях на поставку ресурсов. 
               Начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Наталия Проничева  в своем выступлении пояснила участникам совещания, что данная информация была  предоставлена в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства  и сохранения стабильной ситуации в теплоснабжении города. Так, ограничение поставки любого ресурса жилому фонду  в любом случае расценивается как нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому  местные органы власти должны учесть эту специфику федерального законодательства и принимать решения на межведомственной комиссии с учетом  данных аспектов, пояснила Наталия Ивановна. 

           Заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Ирина  Смышляева проинформировала присутствующих о полномочиях антимонопольного органа в случае нарушения ресурсоснабжающими  организациями требований антимонопольного законодательства, а также  о возможных нарушениях антимонопольного законодательства в случае отключения  добросовестных плательщиков коммунальных ресурсов, в том числе граждан, которые опосредованно перестанут получать коммунальные услуги   в  случае ограничения поставки ресурсов в управляющие компании  со стороны ресурсоснабжающих организаций.  
     «Хотелось бы предостеречь и органы власти, и ресурсоснабжающие организации от возможных нарушений», -  сказала Ирина Александровна. – «Речь идет  о социальных правах граждан на жилище  и вытекающих отсюда правах получать коммунальные услуги». 
             Ирина Александровна поделилась практикой  Верховного суда Российской Федерации, которая говорит  о том, что если   ограничения в поставке ресурсов в результате задолженностей в итоге приведет  к  ограничениям поставки ресурсов, при которых  будет ограничен даже один гражданин, добровольно оплачивающий коммунальные  услуги,  – данные действия  квалифицируются как нарушение действующего законодательства.  Это же распространяется и на органы власти, которые являются инициаторами решения проблем таким способом.  Ирина Смышляева призвала решать  подобные гражданско-правовые споры в судебном порядке.  
            «Данные действия  ресурсных организаций  расцениваются как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением», -  пояснила Ирина Александровна.- «За подобные действия, кроме обязательных для исполнения предписаний антимонопольного органа, предусматривается  и   административная ответственность. Так, при фактах  злоупотребления  доминирующим положением  нарушитель может быть подвергнут  наложению  фиксированного  штрафа от 300 тысяч  руб. до 1 млн. руб. за один факт подобного действия, для субъектов естественных монополий предусмотрены  оборотные штрафы».

         В ситуации, сложившейся у МУП «Вологдагортеплосеть»,  руководитель Управления Наталия Мерзлякова пояснила, что неправомерные действия предприятия в случае ограничения поставки тепла жилому фонду могут повлечь административную ответственность, что усугубит и так сложную финансово-экономическую ситуацию предприятия. Учитывая социальную значимость данного вопроса, руководитель Управления  считает, что подобные действия недопустимы в принципе. Также Наталия Валерьевна сообщила, что в настоящее время  в антимонопольном органе нет   обращений граждан или управляющих компаний  о фактах ограничения теплоснабжения или  о фактах угрозы отключения. Но квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства можно даже в том случае, если в уведомлениях должникам присутствует угроза реального отключения.  Наталия Мерзлякова обратилась к участникам совещания совершать  привентивные меры, не допускающие обращения добросовестных плательщиков  в антимонопольный орган. Судебные иски – это наиболее целесообразный метод взыскания задолженности, считает Наталия Мерзлякова.
                   В заключении рабочего совещания Наталия Мерзлякова пояснила, что проблемы с неплатежами  лишь отчасти связаны с полномочиями антимонопольного органа. «Мы только  предостерегаем от неправомерных действий со стороны ресурсноснабжающих организаций с  точки зрения антимонопольного законодательства», - отметила Наталия Валерьевна.  Вопрос погашения задолженности стоит прежде всего перед правительством Вологодской области, администрацией города Вологды, муниципальными образованиями.

               Участники рабочего совещания выработали  ряд рекомендаций  Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области, Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации г. Вологды, Государственной жилищной инспекции,  Прокуратуре Вологодской области, а также ресурсоснабжающим организациям об осуществлении мер, направленных на решение проблем  с задолженностью перед ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, информация, предоставленная участниками совещания в Вологодское УФАС, будет проанализирована и направлена в ФАС России  для формулировки предложений   в рамках законодательной инициативы.  Одно такое предложение – лишить управляющие компании и посреднические организации права  распоряжаться собираемыми деньгами путем открытия спецсчетов - уже поступило от участников совещания.