Сотрудники Вологодского УФАС рассказали журналистам о «четвертом антимонопольном пакете»

Сегодня, 11 декабря  2015 года,  в Вологодском УФАС состоялась  пресс-конференция, посвященная «четвертому антимонопольному пакету».

Руководитель Наталия Мерзлякова и сотрудники управления рассказали журналистам об основных изменениях антимонопольного законодательства, которые вступят в силу с 5 января 2016 года в связи с подписанием 5 октября  2015 года Президентом РФ «четвертого антимонопольного пакета», принятого Государственной Думой Российской Федерации  и одобренного Советом Федерации.

           Предваряя разговор с представителями средств массовой информации,   Наталия Мерзлякова отметила, что антимонопольный орган из карательного все более превращается в орган превентивного контроля. Основными  мерами воздействия до момента возбуждения дела будут меры предупреждения и предостережения.

            Институт предостережения с 2016 года будет распространяться не только на хозяйствующие субъекты, но и на органы власти.  Основанием направления предостережения должностному лицу органа власти, как и должностному лицу хозяйствующего субъекта является   публичное заявление ими о планируемом поведении на рынке. Тем самым антимонопольный орган предостерегает хозяйствующие субъекты и должностные лица органов власти от действий, нарушающих законодательство.

             Предупреждение   направляется хозяйствующему субъекту  или органу власти уже при  выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства.  Если лицо исполняет предупреждение антимонопольного органа, антимонопольное дело не возбуждается и лицо не подлежит административной ответственности. Антимонопольное дело возбуждается только при невыполнении предупреждения в срок, установленный законодательством. Данная  побудительная мера  направлена на то, чтобы с одной  стороны хозяйствующие субъекты и должностные лица органов власти исполняли акты антимонопольного органа,  а с другой могли исключить дальнейшие для себя неблагоприятные последствия.

             Заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Ирина Смышляева  рассказала  журналистам  об изменениях в законодательстве, касающихся мер антимонопольного воздействия в отношении доминирующих хозяйствующих субъектов. Данные меры будут применяться в том случае, если действия доминирующих хозсубъектов влекут или могут повлечь негативные последствия для функционирования товарного рынка – создавать неблагоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности либо ущемлять интересы широкого круга потребителей.
«От функций районного Роспотребнадзора  мы переходим к осуществлению функций, направленных  именно на защиту конкуренции на рынке», -заметила  Ирина Александровна.

                   В то же время «четвертым антимонопольным пакетом» внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрен целый блок  ответственности субъектов естественных монополий за несоблюдение ими правил  недискриминационного доступа. Теперь если в антимонопольный орган поступит заявления даже от одного гражданина с жалобой на нарушение правил недискриминационного доступа или злоупотребление  доминирующим положением, антимонопольный орган не будет возбуждать дело по нарушению 135-ФЗ, а сразу будет привлекать нарушителя к административной ответственности. Данная мера касается  субъектов естественных монополий и  собственников инфраструктурных объектов, которые будут препятствовать  гражданам пользоваться услугами субъектов естественных монополий (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и пр.). Нарушение субъектами естественных монополий правил недискриминационного доступа к процедуре технологического присоединения является отдельным составом административного правонарушения и предусматривает ответственность юридических и административных лиц. Поэтому субъектам естественных монополий нарушать действующие правовые нормы крайне не выгодно, поскольку у антимонопольного органа остается право за подобные правонарушения применить серьезные санкции в виде  наложения штрафа на юридическое лицо в один миллион рублей, а должностное лицо  подвергнуть  дисквалификации до трех лет.

   

                  В связи с изменениями в статью 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольному  органу переходит большой блок работы, связанный с административным обжалованием в строительстве. Начиная с января 2016 года,  антимонопольный орган будет рассматривать жалобы на акты, действия (бездействие) уполномоченных органов  в строительстве, органов власти и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.  Данные жалобы будут  рассматриваться в рамках утвержденных Правительством РФ исчерпывающих процедур в сфере строительства.  В настоящее время в сфере строительства утвержден подобный исчерпывающий перечень, включающий в себя 134 процедуры.

                Начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Наталия Проничева сообщила журналистам об изменениях в законодательстве в части признания доминирования на рынке. С 2016 года отменяется  Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. Теперь доминирующим будет признаваться  хозяйствующий субъект  с долей более 50%, а  при получении жалобы антимонопольный орган в любом случае будет обязан провести анализ положения хозсубъекта, пояснила Наталия Ивановна.


         Старший государственный инспектор Максим Докшин рассказал  журналистам об изменениях законодательства, касающихся контроля недобросовестной конкуренции. Данный запрет выделен в отдельную главу, с учетом чего  одна общая статья, предусматривающая формы недобросовестной конкуренции, упразднена, и каждая отдельная форма  недобросовестной конкуренции выделена в отдельную статью.  Таким образом  законодатель подчеркивает актуальность пресечения недобросовестной конкуренции и  важность борьбы с ней, отметил Максим Игоревич.

            Об изменениях в антимонопольном законодательстве, касающихся контроля органов власти, информировал представителей СМИ старший государственный инспектор Денис Анпилов. Так, ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. А если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,  они могут подлежать  дисквалификации на срок до двух лет. 

В заключение пресс-конференции было отмечено, что изменения в антимонопольное законодательство  направлены на конкретизацию понятий, правил и процедур, распространение норм конкурентного права на новые категории экономических отношений и  введение соразмерных общественному вреду санкций за нарушение антимонпоольного законодательства.