• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О результатах анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами за 2012 и 2013 гг

Во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» Вологодским УФАС России проведен анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Вологодской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) за 2012 и 2013 гг.

       Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводился с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

      Покупателями на данном рынке являются физические лица.

      Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

       В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

       В 2012 г. в Вологодской области осуществляли свою деятельность 134 хозяйствующих субъектов, имеющих 512 аптечных учреждений.

      В 2013 г. в Вологодской области осуществляли свою деятельность 145 хозяйствующих субъектов, имеющих 535 аптечных учреждений.

        В 2013 году наблюдается увеличение количества частных аптечных учреждений (с 331 до 350) и учреждений государственной формы собственности (с 117 до121), количество учреждений муниципальной формы собственности осталось на уровне 2012 года (64 аптечных учреждения).

        По данным анализа рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012 и 2013 годах доля аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности составила 35 %. В 2012-2013 гг.  наблюдается незначительное увеличение общего количества  государственных и муниципальных аптечных учреждений (по сравнению с 2011 г.)

   При этом, в  2007 году доля аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности преобладала над долей частных и составляла около 60%,  в 2009 году 57 % общего количества аптечных учреждений -  это аптечные учреждения частных форм собственности, 43 % - государственной и муниципальной форм собственности. В 2011 г. доля аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности составила 32 %.  Таким образом, в целом за период 2007-2013 гг.  продолжается тенденция увеличения количества частных аптечных учреждений и сокращения числа государственных и муниципальных аптечных учреждений. При этом, в 2012-2013 гг.  эта тенденция  изменилась, т.к., как указано выше, в этот период наблюдается незначительное увеличение общего количества  государственных и муниципальных аптечных учреждений (по сравнению с 2011 г.)

       Следует отметить, что если в 2011 году практически во всех муниципальных районах Вологодской области (за исключением Вологодского, Череповецкого муниципальных районов, где уровень концентрации умеренный) был отмечен высокий уровень концентрации товарного рынка, то в 2013 г. эта картина сохранилась за небольшим исключением.  Так в  2012-2013 г.г.  в Череповецком районе уровень концентрации стал высоким  и только в Вологодском муниципальном районе  уровень концентрации сохранился умеренным.

      Следует отметить, что в  2012-2013 г.г.  в  крупных городах Вологде и Череповце уровень концентрации  сохранился на прежнем уровне (по сравнению с 2011 г.), т.е. является  низким и умеренным соответственно.

      Следует отметить, что если в  2011 г.  в  4-х муниципальных районах (Верховажский, Кирилловский, Тарногский, Усть-Кубинский)  уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами характеризовался как  недостаточный, то в 2013 г. эта картина улучшилась.  Так в  2012-2013 г.г. недостаточный уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами сохранился только в  2-х муниципальных районах (Кирилловский и Усть-Кубинский) 

      На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2012-2013 гг. в Вологодской области выявлены следующие барьеры входа:

 

1) экономические ограничения:

1

высокий уровень конкуренции;

2

арендная плата;

3

величина устанавливаемых торговых надбавок

4

 низкая платежеспособность населения;

5

низкая оборачиваемость товара

        Следует отметить, что если ранее в  2011 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами,  в качестве  экономических ограничений отмечали рост цен на транспортные услуги, повышение тарифов на коммунальные услуги и увеличивающиеся ставки налогов, то в 2012-2013 г.г. этих экономических ограничений уже нет.

 

2)  административные ограничения:

1

 получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности;

2

 установление торговых надбавок;

3

 большое количество контролирующих органов, большое количество проверок.

 

    Следует отметить, что если ранее в  2011 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами,  в качестве  административных ограничений отмечали 3 вышеперечисленных ограничения, то в 2012-2013 г.г. этот перечень увеличился, К вышеперечисленным ограничениям в качестве дополнительных ограничений в 2012-2013 г.г. отнесены следующие: 

    - действия и разрешительные документы администрации

    - Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, хозсубъекты отмечают, что нормы данного закона ограничивают участие бюджетных учреждений в розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Аптеки бюджетных организации  закупают медикаменты по аукционам и методом ценовых котировок, поэтому сталкиваются с такими проблемами как длительный срок проведения процедур, поставка лекарственных препаратов-аналогов, что делает невозможным обеспечение ассортиментного минимума, соблюдение сроков обеспечения пациентов медикаментами по рецептам. Внебюджетные учреждения закупают  медикаменты без проведения процедур, что приводит к большому разрыву по ценам, ассортименту, качеству закупаемых медикаментов.

 

3) другие ограничения входа на товарный рынок:

1

  трудности с подбором квалифицированных кадров в аптечные учреждения;

2

  низкая плотность населения;

3

  низкая медицинская грамотность населения

     

       Большая часть из существующих барьеров входа на рынок услуг по розничной торговле лекарственными препаратами,  изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются существенными, прежде всего, для небольших субъектов рынка. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания аптечного бизнеса, его регистрации (лицензирование, поиск помещений, дефицит кадров и др.), так и в процессе своей деятельности и развития (контролирующие органы, невыгодные торговые надбавки, удаленность от фирм-поставщиков и др.). Эти проблемы заслуживают особенного внимания, так как именно увеличение на рынке аптечных услуг количества предприятий малого бизнеса способствует снижению его концентрации.

Исп. 12.09.14 г.