Анализ состояния конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов в Вологодской области за 2012 г.
Анализ проводился на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
Анализ проводился с целью установления доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на региональных рынках и унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.
Временной период исследования – 2012 год.
На основании проведённого анализа в соответствии с Порядком, в качестве продуктовых границ мелкооптовых рынков автомобильных бензинов рассматриваем следующие товары:
- бензин А-76 (АИ-80)
- бензин АИ-92
- бензин АИ-95
- бензин АИ-98
По мнению Вологодского УФАС России (основывающемся на нормах вышеназванных Закона «О защите конкуренции» и Правил) географическими границами мелкооптовых рынков автобензинов является территория, в более широких границах, чем границы Вологодской области.
Количество выявленных хозяйствующих субъектов - продавцов, действующих на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов в Вологодской области, составило 8 единиц.
Доли более 50% на мелкооптовых рынках автомобильного бензина АИ-92, бензина АИ-95, бензина АИ-98 в границах Вологодской области в 2012 г. занимает ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ»
Уровни концентрации мелкооптовых рынков автомобильных бензинов в 2012 г. (согласно показателям коэффициента рыночной концентрации CR-3 и индекса рыночной концентрации HHI) высокие.
Отсутствие в регионе нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить извне области продукты нефтеперегона. Поэтому, продукты нефтепереработки в полном объёме поступают в Вологодскую область из-за её пределов.
Информация, полученная от продавцов - субъектов мелкооптовых рынков автомобильных бензинов, свидетельствует о следующем:
- рынки относятся к конкурентным;
- к ценовому лидеру отнесено ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;
- к барьерам, которые существуют для входа потенциальных конкурентов на данные рынки отнесены объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок. Но данный барьер преодолим в перспективе (а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются доходами)
- признаков раздела рынков нет.
По вышеназванным в данном исследовании показателям оценка состояния конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов в Вологодской области следующая: данные рынки относятся к виду рынков с неразвитой конкуренцией.