• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О результатах проведенного анализа состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических.

 

I. Общие положения

Анализ оптового рынка углей энергетических проведен в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России 07.02.2011 № 66.

Цели исследования:

– оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических;

– выявление региональных и межрегиональных оптовых рынков углей энергетических;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

– сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Методика проведения анализа состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических соответствует порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

При анализе состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических в качестве источников информации использовались данные органов власти, статистики, хозяйствующих субъектов, нормативно - правовые акты.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (Вологдастат), Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на оптовом рынке углей энергетических и Вологдастатом.

II. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2010 – 2011 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынка

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является оптовая торговля углями энергетическими. Коды по ОК 029-2007:

51.51 - оптовая торговля топливом;

51.51.1 - оптовая торговля твердым топливом.

1. Общая характеристика продукции.

Товарная группа «энергетический уголь» включает каменный энергетический уголь и бурый уголь.

По качественным показателям (влажность, зольность, теплота сгорания и т.д.) все угли разделены по видам на бурые, каменные и антрациты, которые имеют в своем составе различные марки.

Сортомарки – это условное разделение углей по их свойствам, удовлетворяющим те или иные потребности. Поэтому их (сортомарок) может быть значительное количество. Наиболее универсальной является классификация по генетически и технологическим параметрам. Но она рассчитана на общую оценку углей. Для обозначения сортов углей, предназначаемых для использования в теплоэнергетике используют следующую схему.

Сорт = «марка» + «размер кусков»

Классификация углей по маркам:

А – антрацитБ – бурыйГ – газовыйД – длиннопламенныйЖ – жирныйК – коксовыйОС – отощенный спекающийсяСС – слабоспекающийсяТ – тощий

В конце названия марки угля может стоять аббревиатура ОК (ОК1, ОК2), обозначающая степень окисления.

Бурые угли имеют марки: Б1, Б2, Б3.

Каменные угли имеют марки: Г, ГЖ, ГЖО, Д, ДГ, Ж, КСН, СС, Т, ТС.

Антрацит является отдельным видом каменного угля и имеет марку А, в составе которой три группы – 1А, 2А, 3А.

Самая низкая теплота сгорания у бурых углей. Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью.

Угли марок Д, Г и антрациты применяются, как правило, в котельных, так как они могут гореть без поддува.

Угли марок СС, ОС, Т применяются для получения электрической энергии, так как они имеют большую теплоту сгорания, но сжигание данного вида углей связано с технологическими трудностями, которые оправданы лишь в случае необходимости использования большого количества угля.

Марки Г, Ж обычно используются в черной металлургии для производства стали и чугуна.

В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.

Основными потребителями энергетического угля являются энергоснабжающие предприятия (пылеугольные ТЭС), которые используют его в качестве технологического топлива для производства тепловой и электрической энергии. Кроме того, уголь используется предприятиями сферы ЖКХ (котельные в системе теплоснабжения).

2. Особенности оборота угольной продукции.

Существуют особенности оборота (производства, реализации и конечного потребления) угольной продукции.

Стоимость угля одной и той же марки может отличаться у разных производителей в зависимости от способа добычи (открытый или подземный).

Транспортная составляющая, прежде всего железнодорожный тариф, может занимать до 50% в себестоимости продажи угля.

Существенная разница в стоимости продукции одного производителя для разных конечных потребителей может быть обусловлена величиной транспортных расходов, связанных с удаленностью потребителей от районов производства угольной продукции.

Производитель, входящий в холдинговую компанию, как самостоятельный продавец на рынке может не присутствовать, продавая или передавая на реализацию по соответствующему договору свою продукцию головной компании холдинга или отдельной сбытовой компании (торговому дому) в составе холдинга, которые осуществляют дальнейший сбыт угольной продукции.

При реализации указанной схемы между производителем и конечным потребителем угля возникают организации - посредники.

При других схемах сбыта продукции число посредников может быть увеличено, что также отражается на цене продукции для конечного потребителя.

При этом, зачастую, в посреднической цепочке принимает участие целый ряд компаний (три и более), что оказывает существенное влияние на рост конечной цены на угольную продукцию для предприятий - потребителей.

Отпускные цены на уголь непосредственно с разрезов, в результате применения посреднических схем, могут увеличиваться более чем в два с половиной раза при покупке угля предприятиями - потребителями (без учета стоимости транспортных и логистических расходов).

Наличие физико-химических свойств угля: смерзание, выветривание и самовозгорание требует дополнительных расходов на мероприятия по сохранению качественных характеристик угля, как при его добыче, так и при транспортировке и складировании (хранении).

В сфере генерации тепловой энергии и ЖКХ, спрос на угольную продукцию носит сезонный характер, напрямую связанный с продолжительностью отопительного периода в осенне-зимний сезон. Продолжительность отопительного сезона может колебаться в зависимости от погодных условий в конкретном регионе. Данные обстоятельства также влияют на конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения), что в свою очередь оказывает влияние и на формирование цен.

Генерирующие и теплоснабжающие компании, в том числе местные котельные, в большинстве своем проектировались в привязке к конкретным сырьевым базам (определенным месторождениям), конкретным маркам энергетического угля с определенными характеристиками и свойствами (проектный уголь).

Данное обстоятельство, в ряде случаев исключает возможность перехода потребителей на использование иных марок энергетического угля с другими качественными характеристиками, что обуславливает низкий уровень взаимозаменяемости различных марок энергетического угля.

Между тем, как показывает практика, генерирующие и теплоснабжающие компании зачастую используют в своем производстве непроектный уголь, замещая (частично или полностью) проектный уголь иными марками энергетического угля с другими качественными характеристиками и свойствами.

По информации Департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области, закупаемый уголь для нужд жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы области должен соответствовать характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации. Закупки угля для государственных и муниципальных нужд области в указанной сфере осуществляются «Оператором», который выбирается по итогам открытого конкурса. Возможность замены проектного угля иными марками энергетического угля существует, однако, исторически сложившийся парк котлов предполагает наиболее эффективным использование «интинских» углей (Интинский угольный разрез) марки ДКОМ (код ОКП - 03203100). Именно эта марка каменного угля была поставлена на территорию Вологодской области в 2010 и 2011 годах «Оператором» поставки.

Необходимо также отметить следующее. Весь объем поставок угля в Вологодскую область осуществляется из других регионов, который по данным Вологдастата составил в 2010 году – 6674,4 тыс. тонн, в 2011 году – 6743,7 тыс. тонн. Информация о марках поставляемого угля в область отсутствует. Известная марка поставляемого угля составляет не более 2% от общего объема поставок.

Следовательно, принимая во внимание все вышеназванные обстоятельства, к взаимозаменяемым товарам отнесем различные марки энергетических углей.

В качестве продуктовых границ рынка определяем оптовую торговлю углями энергетическими.

IV. Географические границы товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

Учитывая, что практически весь объем поставок угля в Вологодскую область осуществляется из других регионов, фактическими районами продаж угля действующих продавцов на рассматриваемом рынке для покупателей области являются границы различных субъектов РФ.

В качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка определена территория РФ.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

На основе данных, представленных Вологдастатом, Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области выявлен круг участников рынка – продавцов оптовых, которые осуществляют деятельность на рассматриваемом рынке и расположены на территории области. Выявленный участник рынка осуществляет поставки энергетического угля марки ДКОМ в рамках трехсторонних соглашений в качестве «Оператора» поставки.

Покупателями являются предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы области. Поставки угля указанным покупателям в основном осуществляются в рамках трехсторонних соглашений, в которых от лица покупателей выступают «Заказчики» - местные органы власти.

Размещение заказа на поставку угля, услуг оператора, в том числе и услуг по хранению осуществляет Комитет государственного заказа Вологодской области. После проведения конкурса, договоры на поставку угля и оказание услуг оператора поставок осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке в натуральном (количество реализуемых углей в тоннах) выражении.

Доля хозяйствующего субъекта на данном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке к общему объему продаж рассматриваемого рынка в натуральном выражении.

Отсутствие информации об объемах продаж энергетических углей в установленных географических границах не позволяет оценить объем товарного рынка и рассчитать доли хозяйствующих субъектов.

В целях оценки вышеназванных характеристик товарного рынка, только для покупателей Вологодской области, учитывая наличие информации, произведем расчет значения общего объема продаж (поставок) энергетических углей в границах Вологодской области. Указанный общий объем продаж определяем как сумму ввоза угля в Вологодскую область из других регионов и объема продаж выявленного участника рынка.

Доля выявленного участника рынка от рассчитанного общего объема продаж в границах Вологодской области составила около 2%.

Учитывая вышесказанное, уровень концентрации товарного рынка и вид рынка в соответствии с разделами VII, IX Порядка не производится.

Полученная информация от хозяйствующих субъектов не выявила барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок.