О результатах анализа проведенного мониторинга цен социально значимой группы продовольственных товаров

 

О результатах анализа проведенного мониторинга цен социально значимой группы продовольственных товаров.

В целях реализации поручения ФАС России от 07.07.2010г. № ИА/2738-ПР Вологодским УФАС проведен мониторинг цен и его анализ по всей взаимосвязанной цепочке производства и продажи социально значимой группы продовольственных товаров: хлеб, молоко, подсолнечное масло, сахар.

Мониторинг проводился среди наиболее крупных производителей – продавцов по массовым сортам указанных товаров за отчетный период – IVквартал 2011 года.

В целях получения необходимой информации были опрошены основные производители хлебобулочных изделий: ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», ОАО «Славянский хлеб». Перечисленные производители по результатам ранее проведенных анализов товарных рынков занимали доминирующее положение на рынках хлеба в соответствующих границах Вологды и Череповца.

Была также запрошена и получена информация от основных региональных производителей и продавцов муки: ОАО «Вологодский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов».

На товарных рынках молочной продукции действует большое количество хозяйствующих субъектов. Мониторинг цен на молочную продукцию проводился по наиболее крупным ее производителям и продавцам, как на оптовых, так и розничных рынках. Были запрошены такие производители молочной продукции, как ПК «Вологодский молочный комбинат», ОАО «Череповецкий молочный комбинат», ФГУП «Учебно-опытный молочный завод», которые реализуют свою продукцию в основном оптом.

На региональных товарных рынках масла подсолнечного и сахара отсутствуют производители данных товаров. Поставки масла подсолнечного и сахара на розничные рынки осуществляют в основном оптовые продавцы.

На розничных рынках товарной группы мониторинга были рассмотрены цены тех производителей, которые имеют собственную рознично-торговую сеть и продавцов, закупающих оптом у производителей и реализующих в розницу.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие за период проведения мониторинга показывает следующее.

Отпускные цены производителей на хлеб пшеничный в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом 2011 года увеличились в среднем на 4%. Отмеченный рост цен на хлеб пшеничный произошел за счет роста цен в ОАО «Славянский хлеб». ОАО «Славянский хлеб» повысил только минимальные отпускные цены, которые длительное время существенно ниже, чем цены остальных наблюдаемых производителей. Остальные производители хлеба, цены на хлеб пшеничный не изменяли. Отпускные цены на хлеб ржаной в IV квартале 2011 года увеличились в среднем на 1%. Отмеченный рост цен на хлеб ржаной также произошел за счет роста минимальных цен в ОАО «Славянский хлеб».

Розничные цены на хлеб пшеничный и ржаной в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом 2011 года не изменились.

Учитывая, что в себестоимости производства хлеба значительную долю составляют затраты на муку (используемую в качестве сырья), рассмотрим динамику изменения оптовых цен на муку. Причем, рассмотрим оптовые цены, как производителей муки (отпускные), так и производителей хлеба (закупочные крупнейших хлебокомбинатов). Сорт муки – пшеничная 1 сорта, так как используется при выпечке хлеба пшеничного, а также при выпечке некоторых ржано-пшеничных сортов хлеба.

Отпускная цена на муку (производителей) в среднем увеличилась в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом 2011 года на 4%.

Закупочная цена на муку (хлебокомбинатов) в среднем также увеличилась в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом 2011 года на 3%.

Таким образом, отмеченное производителями хлеба повышение закупочных цен на муку не привело к существенному изменению цен на хлеб в IVквартале 2011 года, как в оптовом, так и розничном звене.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие, по которому осуществляется мониторинг, показывает, что в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом 2011 года в розничной торговле произошел незначительный рост цен (в среднем на 4%) только по товарной группе – масло подсолнечное. По товарной группе - сахар наблюдалось продолжающееся снижение цен как в оптовом (в среднем на 4%), так и розничном звене (в среднем на 7%).

По товарной группе – молоко отмечен незначительный рост в IV квартале 2011 года только в оптовом звене (в среднем на 2%). При этом, закупочные цены на молочное сырье в среднем выросли на 1%. В розничной торговле изменение цен на молоко не наблюдалось.

Отмеченный рост цен на масло подсолнечное в розничной торговле, частично связан с изменением отпускных цен в оптовом звене, которые в IVквартале 2011 года в среднем увеличились на 2%.