Предоставление государственной или муниципальной преференции. Статья 19, 20 ФЗ-135

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ
 
Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года
 
Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года
 
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ,
от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ,
от 08.11.2008 N 195-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,
от 17.07.2009 N 173-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 27.12.2009 N 379-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ)
 
выписка из закона.
 
 
Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
 
Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
 
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
 
1. Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социальной защиты населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.
2. Запрещается использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.
3. Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
4. Не является государственной или муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.
 
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
 
 
1. Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются:
1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;
2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;
3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;
4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.
2. Антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в части 3 настоящей статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов. В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления. В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, антимонопольный орган в десятидневный срок с даты представления указанного заявления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.
3. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:
1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:
а) предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции;
б) круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;
в) размер государственной или муниципальной преференции;
г) цели предоставления государственной или муниципальной преференции;
д) иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
4. В случае, если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано в соответствии с пунктом 4 части 3 настоящей статьи, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.
 
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при использовании государственной или муниципальной преференции
 
 
 
В случае, если при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.
 
 
 

Разъяснения по вопросам предоставления и использования государственных и муниципальных преференций.

 

С 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ). Федеральный закон № 164-ФЗ внес существенные изменения в статьи Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), регулирующие вопросы контроля предоставления и использования государственной и муниципальной помощи. Так, термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен на термин «государственная или муниципальная преференция». Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть характерную особенность предоставления государственного или муниципального имущества хозяйствующему субъекту, а именно предоставление данному хозяйствующему субъекту преимущества, которое влияет на конкуренцию на соответствующем рынке. Старый термин «помощь» данную особенность не отражал. Кроме изменения самого термина «государственная или муниципальная помощь» на «государственная или муниципальная преференция», были внесены изменения и в определение государственной или муниципальной преференции. Согласно пункту 20 статьи 4 в редакции Федерального закона № 164-ФЗ, государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. До вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ органы законодательной власти субъектов Российской Федерации не относились к тем органам власти, которые могли предоставлять государственную помощь. Из новой редакции Закона о защите конкуренции следует, что органы законодательной власти субъектов Российской Федерации с 23.08.2009 могут предоставлять государственные преференции наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом № 164-ФЗ был изменен и перечень объектов, путем передачи которых предоставляется государственная или муниципальная преференция хозяйствующим субъектам. Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ, государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот. Со дня вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ налоговые льготы, за исключением установленных федеральными органами законодательной власти, а также льготы по арендной плате будут относиться к объектам государственной или муниципальной преференции. До вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ государственная или муниципальная помощь могла быть предоставлена путем передачи прав доступа к информации в приоритетном порядке. Федеральным законом № 164-ФЗ установлен запрет на предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами и Центральным банком Российской Федерации доступа к информации в приоритетном порядке хозяйствующему субъекту (часть 1 статьи 15 была дополнена пунктом 6 соответствующего содержания). Федеральным законом № 164-ФЗ существенно изменен перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Так, в перечень целей, на которые с 23.08.2009 сможет быть предоставлена государственная или муниципальная преференция, вошли: 1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ; 2) развитие образования и науки; 3) проведение научных исследований; 4) защита окружающей среды; 5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей; 7) развитие физической культуры и спорта; 8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства; 9) производство сельскохозяйственной продукции; 10) социальная защита населения; 11) охрана труда; 12) охрана здоровья граждан; 13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 14) определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели. Большинство целей являются новыми по сравнению с предыдущей редакцией Закона о защите конкуренции. Для правильной оценки соответствия предоставляемой государственной или муниципальной преференции допустимым целям необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых в рамках их полномочий, по соответствующим направлениям. Следует обратить внимание на предоставление государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По сравнению с Законом о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 23.08.2009, после вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства без ограничений относительно видов их деятельности. Однако при даче согласия на предоставление таких преференций следует помнить, что в случае, если на одно и то же имущество претендуют несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставление имущества одному субъекту малого или среднего предпринимательства путем предоставления государственной или муниципальной преференции приведет к недопущению конкуренции, что является основанием для отказа в предоставлении государственной или муниципальной преференции. Новым в целях предоставления государственных или муниципальных преференциях является также то, что с 23.08.2009 возможно предоставление таких преференций на цели, указанные в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации (далее — НПА). Примером такого НПА может служить Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Государственные или муниципальные преференции на цели, определяемые НПА, могут предоставляться в случае, когда самими этими НПА не предусмотрен иной порядок предоставления государственной поддержки (например, по результатам конкурса). Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ установлен прямой запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям. В случае нарушения этого запрета антимонопольный орган выдает предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданский прав либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества не только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, но и самому хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция. По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Однако, как и в прошлой редакции Закона о защите конкуренции, Федеральным законом № 164-ФЗ установлен ряд исключений из этого правила. Так, не требует предварительного согласия антимонопольного органа предоставление преференции: 1) на основании федерального закона о бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; 2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; 3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу. Перечень случаев передачи имущества и иных объектов гражданских прав, не являющихся государственной или муниципальной преференцией, также претерпел некоторые изменения. Так, из указанного перечня исключили предоставление денежных средств, предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленным требованиям к виду деятельности получателя и месту ее осуществления. При таком предоставлении денежных средств не происходит предоставления преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, поэтому специальное включение этого случая в Закон о защите конкуренции не требуется. Для получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации после вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ будут подавать в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (далее — заявление) с обязательным приложением указанных в Законе о защите конкуренции документов. Оплата государственной пошлины за подачу такого заявления не требуется. В перечень документов, обязательных для представления с заявлением, Федеральным законом № 164-ФЗ были добавлены нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующих субъектов — получателей государственной или муниципальной преференции. Кроме того, к заявлению должен прилагаться перечень наименований видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (в предыдущей редакции Закона о защите конкуренции было требование о представлении наименований видов продукции). Определение термина «товар» содержится в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Изменились и сроки рассмотрения антимонопольным органом заявлений. После вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ решение по результатам рассмотрения заявления должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления и документов (ранее срок рассмотрения ходатайства составлял два месяца). Следует обратить внимание, что Федеральный закон № 164-ФЗ ужесточил требования к заявлению и прилагаемым к нему комплекту документов. После вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ в случае, если заявление и (или) представленные с ним документы не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, такое заявление возвращается заявителю в течение десяти дней со дня его получения антимонопольным органом с приложением копии мотивированного решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов требованиям Закона о защите конкуренции. Заявление и копия решения антимонопольного органа возвращаются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении. Следует также учесть, что заявление возвращается без представленных с ним документов. Заявитель вправе истребовать документы в течение 14 дней с даты получения им уведомления антимонопольного органа. Федеральным законом № 164-ФЗ установлен десятидневный срок с даты представления заявления для принятия решения о том, что действия, на осуществление которых испрашивается согласие в заявлении, не являются государственной или муниципальной преференцией. Раньше срок принятия такого решения установлен не был. Заявитель о принятии такого решения должен быть уведомлен в день принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 164-ФЗ, о принятом решении по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением копии решения. Дополнительно сообщаем, что до 23 августа в ФАС России будет подготовлен проект Административного регламента по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций и передан на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации. В регламенте будет прописан порядок рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, в том числе будет установлен порядок принятия решения о несоответствии антимонопольному законодательству представленных заявления и документов. Приложениями к регламенту будут являться формы заявлений, решений, иных документов в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции по вопросам предоставления государственной или муниципальной преференции.

ФАС России