Мониторинг цен на агропродрынках за 3 квартал 2011 года и его анализ.

 Результаты мониторинга продовольственных товаров.

В целях реализации поручения ФАС России от 07.07.2010г. № ИА/2738-ПР Вологодским УФАС проведен мониторинг цен и его анализ по всей взаимосвязанной цепочке производства и продажи социально значимой группы продовольственных товаров: хлеб, молоко, подсолнечное масло, сахар.

Мониторинг проводился среди наиболее крупных производителей – продавцов по массовым сортам указанных товаров за отчетный период – III квартал 2011 года.

В целях получения необходимой информации были опрошены основные производители хлебобулочных изделий: ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», ОАО «Славянский хлеб». Перечисленные производители по результатам ранее проведенных анализов товарных рынков занимают доминирующее положение на рынках хлеба в соответствующих границах Вологды и Череповца.

Была также запрошена и получена информация от основных региональных производителей и продавцов муки: ОАО «Вологодский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов».

На товарных рынках молочной продукции действует большое количество хозяйствующих субъектов. Мониторинг цен на молочную продукцию проводился по наиболее крупным ее производителям и продавцам, как на оптовых, так и розничных рынках. Были запрошены такие производители молочной продукции, как ПК «Вологодский молочный комбинат», ОАО «Череповецкий молочный комбинат», ФГУП «Учебно-опытный молочный завод», которые реализуют свою продукцию в основном оптом.

На региональных товарных рынках масла подсолнечного и сахара отсутствуют производители данных товаров. На розничные рынки масло подсолнечное и сахар поставляют в основном оптовые продавцы.

На розничных рынках товарной группы мониторинга были рассмотрены цены тех производителей, которые имеют собственную рознично-торговую сеть и продавцов, закупающих оптом у производителей и реализующих в розницу.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие за период проведения мониторинга показывает следующее.

Отпускные цены производителей на хлеб пшеничный в III квартале 2011 года в сравнении со II кварталом 2011 года увеличились в среднем на 4%. Отмеченный рост цен на хлеб пшеничный произошел за счет роста цен в ЗАО «Вологодский хлебокомбинат». Остальные производители хлеба цены на хлеб пшеничный не изменяли. Отпускные цены на хлеб ржаной в III квартале 2011 года не изменились.

Розничные цены в III квартале 2011 года также увеличились только на хлеб пшеничный – в среднем на 8%. На хлеб ржаной в III квартале 2011 года розничные цены не изменились.

Учитывая, что в себестоимости производства хлеба значительную долю составляют затраты на муку (используемую в качестве сырья), рассмотрим динамику изменения оптовых цен на муку. Причем, рассмотрим оптовые цены, как производителей муки (отпускные), так и производителей хлеба (закупочные крупнейших хлебокомбинатов). Сорт муки – пшеничная 1 сорта, так как используется при выпечке хлеба пшеничного, а также при выпечке некоторых ржано-пшеничных сортов хлеба.

Отпускная цена на муку (производителей) в среднем снизилась в III квартале 2011 года в сравнении со II кварталом 2011 года на 3%.

Закупочная цена на муку (хлебокомбинатов) в среднем также снизилась в III квартале 2011 года в сравнении со II кварталом 2011 года на 4%.

Таким образом, отмеченное производителями хлеба снижение закупочных цен на муку не привело к снижению цен на хлеб в III квартале 2011 года, как в оптовом, так и розничном звене.

Анализ общей ситуации с ростом цен на продовольствие, по которому осуществляется мониторинг, показывает, что в III квартале 2011 года в сравнении со II кварталом 2011 года в розничной торговле произошел рост цен (в среднем на 2%) по товарной группе – молоко и масло подсолнечное (в среднем на 6%). По товарной группе - сахар наблюдалось значительное снижение цен - до 14%, что объясняется еще большим снижением цен на сахар – до 23% в оптовом звене.

Отмеченный рост цен на молоко в розничной торговле, не связан с изменением отпускных цен на молоко в оптовом звене, так как производители молока в среднем снизили цены на 2%. При этом, закупочные цены на молочное сырье в среднем выросли на 11%.

Отмеченный рост цен на масло подсолнечное в розничной торговле, также не связан с изменением отпускных цен в оптовом звене, которые в III квартале 2011 года остались неизмененными.