Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения

 Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения  

I.                   Общие положения 

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению проведен в соответствии с пунктом 2.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 № 551 (далее – План работы).

Цель Анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения. 

II. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2009 – 2010 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться услуга водоотведения. 

IV. Географические границы товарных рынков 

 

 

Анализ проводится по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации.  

Предварительно географические границы рынка определяются в административных границах муниципального образования.

В соответствии с информацией Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области на территории Вологодской области расположены два муниципальных образования с численностью населения более 100 тысяч жителей: г. Вологда, г. Череповец.

В сфере услуг водоотведения географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

- возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Таким образом, географическими границами рынка услуг водоотведения являются границы технологической инфраструктуры хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в г. Вологде и г. Череповце. 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг водоотведения, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.

На территории г. Вологды деятельность по оказанию услуг водоотведения осуществляет один хозяйствующий субъект, на территории г. Череповца – также один хозяйствующий субъект. 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Оценка объема рынка услуг водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в м3.

Объем рынка услуг водоотведения определяется как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.

Учитывая особенности рынка услуг водоотведения, а именно возможность оказания услуг в границах технологической инфраструктуры, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах товарного рынка будет занимать долю 100 %. 

VII. Уровень концентрации товарного рынка 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

CR = 100

HHI = 10000.

Рынок услуг водоотведения в каждых отдельно взятых географических границах г. Вологды и г. Череповца относится к типу рынка с высоким уровнем концентрации.

 VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок

По мнению хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг водоотведения, барьерами входа на рынок являются экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.

Барьеры входа на рынок услуг водоотведения могут считаться непреодолимыми, так как затраты на преодоление данных барьеров выхода на рассматриваемый товарный рынок экономически не оправдываются преимуществами, которые предполагает получить хозяйствующий субъект, собирающийся войти на рынок услуг водоотведения. 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок.

Рынок услуг водоотведения можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией. В перспективе изменений на рынке услуг водоотведения не ожидается.