Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения

 Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения

I.                  Общие положения

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению проведен в соответствии с пунктом 2.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 № 551 (далее – План работы).

Цель Анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг водоснабжения.

II. Временной интервал исследования

 

Временной интервал исследования рынка – 2009 – 2010 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться услуга водоснабжения. 

IV. Географические границы товарных рынков

Анализ проводится по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации.

Предварительно географические границы рынка определяются в административных границах муниципального образования.

В соответствии с информацией Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области на территории Вологодской области расположены два муниципальных образования с численностью населения более 100 тысяч жителей: г. Вологда, г. Череповец.

В сфере услуг водоснабжения географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

- возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Таким образом, географическими границами рынка услуг водоснабжения являются границы технологической инфраструктуры хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в г. Вологде и г. Череповце. 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.

На территории г. Вологды деятельность по оказанию услуг водоснабжения осуществляют два хозяйствующих субъекта, на территории г. Череповца – один хозяйствующий субъект. 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Оценка объема рынка услуг водоснабжения осуществляется на основании объема питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в м3.

Объем рынка услуг водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.

Учитывая особенности рынка услуг водоснабжения, а именно возможность оказания услуг в границах принадлежности технологической инфраструктуры, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах товарного рынка будет занимать долю 100 %. 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

CR = 100

HHI = 10000.

Рынок услуг водоснабжения в каждых отдельно взятых географических границах г. Вологды и г. Череповца относится к типу рынка с высоким уровнем концентрации. 

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок

По мнению хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг водоснабжения, барьерами входа на рынок являются:

1. экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

2. административные ограничения, в том числе:

- условия лицензирования отдельных видов деятельности;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования.

Барьеры входа на рынок услуг водоснабжения могут считаться непреодолимыми, так как затраты на преодоление данных барьеров выхода на рассматриваемый товарный рынок экономически не оправдываются преимуществами, которые предполагает получить хозяйствующий субъект, собирающийся войти на рынок услуг водоснабжения.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок.

Рынок услуг водоснабжения можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией. В перспективе изменений на рынке услуг водоснабжения не ожидается.