• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ товарных рынков Вологодской области в III кв. 2008г.

 

Состояние конкуренции на товарных рынках
Вологодской области в III кв. 2008г.
 
1).В соответствии с планом работы ФАС России проведен анализ рынка кирпича глиняного на территории Вологодской области за 2007 год.
Продуктовые границы товарного рынка.
Продуктовые границы товарного рынка - кирпич глиняный (керамический). Следует учитывать, что в определенных условиях возможна взаимозаменяемость кирпича глиняного с другими видами строительных материалов, например с кирпичом силикатным.
 Состав продавцов и покупателей.
При определении состава продавцов были учтены только заводы производители кирпича глиняного (силикатного) на территории Вологодской области, постоянно производящие и реализующие указанный товар.
Покупателями (потребителями) кирпича являются лица, приобретающие в основном для целей капитального строительства.
 Географические границы товарного рынка.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Рекомендуется рассматривать географические границы товарного рынка кирпича в пределах субъекта РФ, т.е. Вологодской области.
 Количественные и качественные показатели товарного рынка.
Перечень основных производителей кирпича в области, их объемы поставок (реализации), а также доли занимаемые продавцами на данном товарном рынке приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Объемы реализации кирпича в 2007 году.

п/п
Основные производители - продавцы кирпича.
Доли на рынке, в %
1
2
4
1.
ООО "Керамик-Сервис"
76,7
2.
ООО "Грязовецкий комбинат стройматериалов"
11,0
3.
ООО "Красавинский кирпичный завод"
12,3
товарный ресурс рынка:
100

 
Расчитанные показатели концентрации позволяют оценить данный рынок как высококонцентрированный (70% < CR-3 < 100% и 2000 < HHI < 10000), что дает основания говорить о неразвитой конкуренции на рынке.
В качестве барьеров входа на рынок кирпича потенциальных конкурентов можно отметить как ограниченность ресурсов - сырья для производства кирпича. Ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения.
В настоящее время факты, ограничивающих конкуренцию и связанных с необходимостью получения в пользование месторождений сырья для производства кирпича, а также с доступом к услугам субъектов естественных монополий не выявлены.
2). Во исполнение поручения ФАС России проведен анализ рынка общераспространенных нерудных строительных материалов на территории Вологодской области.  
Продуктовые границы товарного рынка.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП) к нерудным строительным материалам (код 57 1100) относятся следующие группы товаров:
щебень и гравий из природного камня и песочно-гравийных материалов – код 57 1101;
песок строительный природный – код 57 1104;
смесь песчано-гравийная – код 57 1130.
Состав продавцов и покупателей.
Продавцами НСМ выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по их разработке и добыче в природных месторождениях (сушевых). Причем, недропользование осуществляется при условии наличия лицензии. Покупателями (потребителями) рассматриваемых НСМ являются лица, приобретающие в основном для целей дорожного и капитального строительства, производства строительных материалов.
 Географические границы товарного рынка.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар. Учитывая, что транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость (в основном при доставке песка строительного) географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей.
Так как на территории области, почти в каждом районе имеются разрабатываемые месторождения песчаных и песчано-гравийных материалов, обеспечивающих потребности большинства групп покупателей, за географические границы товарных рынков НСМ предварительно можно принять границы Вологодской области.
 Количественные и качественные показатели товарного рынка.
Количественный состав продавцов, действующих на рассматриваемых товарных рынках, определяется в основном составом местных товаропроизводителей – недропользователей (таблица 1).
Перечень основных производителей НСМ в области, их объемы поставок (реализации), доли, а также объемы товарных ресурсов по основным группам, приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Объемы реализации НСМ в 2006 году.

п/п
Основные производители
нерудных строительных материалов
Доли на рынке, в %
Песок
Гравий
1
2
5
6
1.
ОАО "Карьер Санниково"
4
-
2.
ОАО "Вологодавтодор"
7
-
3.
ОАО "Череповецкое карьерное управ"
84
72
4.
Остальные хозяйствующие субъекты
5
28
товарный ресурс рынка:
100
100

 
 
Таблица 2
Объемы реализации НСМ в 2007 году.

п/п
Основные производители
нерудных строительных материалов
Доли на рынке, в %
Песок
Гравий
1
2
5
6
1.
ОАО "Карьер Санниково"
0,3
-
2.
ОАО "Вологодавтодор"
9,7
-
3.
ОАО "Череповецкое карьерное управ"
69
81
4.
Остальные хозяйствующие субъекты
21
19
товарный ресурс рынка:
100
100

Прим. Песок, добываемый на «сушевых» месторождениях.
 
На основании рассчитанных коэффициентов концентрации сделан вывод:
· рынок песка имеет высокий уровень концентрации (70% < CR-3 < 100% и 2000 < HHI < 10000), что дает основания говорить о неразвитой конкуренции на этом рынке.
· рынок гравия также имеет высокий уровень концентрации (показатели рыночной концентрации только одного хозяйствующего субъекта – ОАО "Череповецкое карьерное управление" имеют параметры 70% < CR < 100% и 2000 < HHI < 10000), что дает основания говорить о неразвитой конкуренции на этом рынке.
 В качестве барьеров входа на рынок НСМ потенциальных конкурентов можно отметить такой как ограниченность ресурсов. Ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. Существуют также административные ограничения, связанные с получение лицензий на освоение того или иного месторождения. Транспортные расходы также составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов.
По имеющейся информации, аукционы на право получения лицензии для разработки месторождений и добычи НСМ за последние 12 месяцев не проводились. Не планируется также проведение аналогичных аукционов в течение 2008 года.
3). Во исполнение плана работы Федеральной антимонопольной службы исследован рынок региональной розничной реализации нефтепродуктов на территории Вологодской области за 2007 год.
В соответствии с требованиями Методических рекомендаций ФАС России были определены продуктовые рынки и проведено исследование рынков 2-х товаров: автомобильные бензины (далее автобензины) и дизельное топливо (далее дизтопливо).
      Географические границы розничного рынка дизтоплива и бензина определены с учётом критериев определения географических границ розничных рынков автобензинов и дизельного топлива - границы региона ответственности Вологодского УФАС России – Вологодская область.
       Обзор состояния розничного рынка автобензинов и дизельного топлива осуществлён на основании информации, представленной 20 субъектами данного рынка, фактически осуществляющими деятельность.         
       Наиболее значимыми по объёмам продаж субъектами (продавцами) розничных рынков автобензинов и дизельного топлива, действующими на территории Вологодской области в 2007 г., являются: ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” (г. Нижний Новгород), ООО “Энтиком-Инвест” (г. Череповец), ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ» (г. Череповец). Данные организации имеют широко разветвлённую сеть автозаправочных станций (далее АЗС) на территории области:
- ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” владеет 66 АЗС (с 01.01.05 г. они находятся в распоряжении у Вологодского филиала ООО “ЛУКОЙЛ- Волганефтепродукт”). Доля данной организации составляет более 50% по всем маркам автобензина и дизтоплива на рынке региональной розничной реализации нефтепродуктов в Вологодской области;
- ООО “Энтиком-Инвест” распоряжается 40 АЗС. Доля данной организации составляет менее 50% по всем маркам автобензина и дизтоплива на рынке региональной розничной реализации нефтепродуктов в Вологодской области;
 - ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ» распоряжается 7 АЗС. Доля данной организации составляет менее 50% по всем маркам автобензина и дизтоплива на рынке региональной розничной реализации нефтепродуктов в Вологодской области.
          Значения показателей концентрации свительствуют о том, что рынок региональной розничной реализации нефтепродуктов в Вологодской области относится к типу рынка с высоким уровнем концентрации.
4).Во исполнение плана работы Федеральной антимонопольной службы исследованы локальные розничные рынки нефтепродуктов на территории Вологодской области.
        Географическими границами локальных розничных рынков нефтепродуктов (дизтоплива и автобензина) на территории Вологодской области являются соответствующие границы населённых пунктов, а также ими может быть территория в радиусе 15 км (для легковых автомобилей и автобусов) и 40 км (для грузовых бортовых автомобилей и самосвалов) от отдельно стоящей АЗС (группы АЗС).
       Обзор состояния локальных розничных рынков нефтепродуктов (дизтоплива и бензина) осуществлён на основании информации по 20 субъектам данного рынка, фактически осуществляющими деятельность.
       Наиболее распространённые сети АЗС имеют:
- ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” (г. Нижний Новгород) в лице Вологодского филиала - 66 АЗС в 26 муниципальных районах Вологодской области.
        -  ООО “Энтиком-Инвест” (г. Череповец) - 40 АЗС в 9 муниципальных районах Вологодской области: Вологодском, Сокольском, Харовском, Кич-Городецком, Грязовецком, Череповецком, Кадуйском, Чагодощенском, Белозерском.
          - группа лиц (г. Вологда) в составе: ООО «КС-Авто», ООО "Бывалово", ООО "Новое", ООО "Советский проспект", ООО "Клубова", ООО "Горького", ООО "Сямжа", ООО "Филино"- 7 АЗС  в 4 муниципальных районах Вологодской области: Вологодском, Сокольском, Сямженском, Грязовецком.
          - ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ» (г. Череповец) - 7 АЗС в Череповецком районе.
        ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” (группа лиц ОАО НК «Лукойл»), ООО “Энтиком-Инвест” (группа лиц не в составе ВИНК) и ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ» (группа лиц не в составе ВИНК) также осуществляют деятельность на рынке оптовой торговли нефтепродуктами.
         По мнению потребителей (юридических лиц и частных предпринимателей) среди продавцов в качестве «ценовых лидеров» выступают ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт”, ООО “Энтиком-Инвест” и ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ».
Согласно имеющейся информации, из перечня хозсубъектов, имеющих разветвлённую сеть АЗС, наибольшие доли на локальных розничных рынках автобензина и дизтоплива (с объёмной долей более 50 % по данным товарным группам) в соответствующих границах занимают :
- ООО «Лукойл-Волганефтепродукт" (в границах 25 рынков);
- ООО "Энтиком-Инвест"                     (в границах 9 рынков).
             На основании рассчитанных коэффициентов концентрации сделан вывод: все локальные розничные рынки нефтепродуктов (автобензина и дизтоплива) в соответствующих географических границах на территории Вологодской области относятся к типу рынка с высоким уровнем концентрации.
          Барьеры входа потенциальных конкурентов на локальные розничные рынки нефтепродуктов (автобензина и дизтоплива)   в соответствующих географических границах отнесены:
         1) экономические ограничения (а именно: объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данные рынки).
         2) административные ограничения (а именно: экологические ограничения, лицензионные требования, касающиеся эксплуатации АЗС).
         3) стратегию поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, а именно: 
          - предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов, т.е. отпуск нефтепродуктов по заборным ведомостям, по картам, что увеличивает для покупателя издержки, связанные с возможным переходом к другому продавцу),
          - проведение рекламных кампаний (обществами «Вест-Маркет», «Лукойл-Волганефтепродукт").
            ООО «Лукойл-Волганефтепродукт", ООО "Энтиком-Инвест" имеют возможность действовать на данном рынке независимо от конкурентов при определении цены на нефтепродукты.
           Итоговая оценка преодолимости барьеров входа: барьеры входа на локальные розничные рынки нефтепродуктов являются преодолимыми, но в долгосрочной перспективе.
         5). Во исполнение плана работы Федеральной антимонопольной службы исследован оптовый рынок нефтепродуктов на территории Вологодской области за 2007 год.
В связи с тем, что оптовые рынки нефтепродуктов носят как региональный, так и межрегиональный характер, исследование оптовой реализации нефтепродуктов осуществляется совместно тер.управлениями ФАС России и Центральным аппаратом (составляет обобщающий обзор состояния конкуренции в сфере оптовой реализации нефтепродуктов).
Результаты исследования оптового рынка нефтепродуктов (автобензина и дизтоплива) в соответствующих географических границах на территории Вологодской области позволили сделать следующие выводы.
Число выявленных субъектов оптового рынка нефтепродуктов, а именно автобензина и дизтоплива (с учётом требований ФАС России по их определению) ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (7 нефтебаз), ООО "Энтиком Инвест" (2 нефтебазы), ООО ПКФ "Вест-Маркет" (1 база ГСМ), ОАО «Устюгсельхозхимия» (1 база ГСМ), ООО «Монзенский ДОК» (1 склад ГСМ), ООО "Норд-Эко" (1 топливный склад), ООО «Вологодская нефтебаза «Сенако" (1 нефтебаза), ООО «Череповецкая нефтебаза «Сенако" (1 нефтебаза). Наиболее значимым субъектом этого рынка является ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».
     6). Воисполнение плана работы Федеральной антимонопольной службы исследованы розничные рынки электрической энергии в Вологодской области.
           В ходе исследования были определены географические границы рынка электроэнергии:
            а) для энергосбытовой организации, созданной в результате реорганизации АО-энергосбыт (ОАО «Вологодская сбытовая компания»)- это административные границы Вологодской области;
            б) для иных энергосбытовых организаций (ООО «Русэнергосбыт», ООО «Транснефтьсервис С» - это соответствующие границы зон деятельности в пределах Вологодской области;
            в) для гарантирующих поставщиков – это границы зон деятельности, установленные (до определения победителя первого конкурса) постановлением Региональной энергетической комиссией Вологодской области от 20.10.2006 г. № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков»:
- для ОАО "Вологодская сбытовая компания", она является участником оптового рынка электроэнергии, (административные границы Вологодской области, за исключением зон деятельности, согласованных для гарантирующих поставщиков: ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго", МУП города Череповца "Электросеть", ГП Вологодской области "Череповецкая ЭТС"),
- для ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" (границы балансовой принадлежности электрических сетей ГЭП "ВОКЭ"),
- для МУП города Череповца "Электросеть" (границы балансовой принадлежности электрических сетей МУП "Электросеть"),
- для ГП Вологодской области "Череповецкая ЭТС" (границы балансовой принадлежности электрических сетей ГП ВО "Череповецкая ЭТС" по состоянию на 30 сентября 2006 года; ГП ВО "Вытегорская ЭТС"; МУП "Коммунальщик" г. Устюжны; ООО "Кирилловская электросеть"; ГП ВО "Бабаевская ЭТС"; ГП ВО "Белозерская ЭТС").
          г) для энергоснабжающих организаций (в т.ч. совмещающих функции по передаче и сбыту электроэнергии) - это соответствующие границы балансовой принадлежности электрических сетей.
        Сделан вывод о том, что рынок услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии (в т.ч. в рамках договоров электроснабжения) делится на несколько рынков, границы которых определяются исходя из наличия возможности покупателей приобрести электроэнергию у одного или нескольких продавцов.
         Был определён состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке электроэнергии (18 субъектов) и проведён расчет объёмов рынков услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в соответствующих географических границах и долей хозяйствующих субъектов на них.
        Участниками конкурентного сегмента рынка являются:
        1) ОАО "Вологодская сбытовая компания" 
        2) ГП ВО "Череповецкая электротеплосеть"
        3) ООО «Русэнергосбыт»
        4) ООО «Транснефтьсервис С»
        5) ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» в лице филиала – Шекснинский район гидросооружений и судоходства.
6) ОАО «Промышленная мини ТЭЦ» «Белый ручей»
7) ОАО «Стройэнерго»
 ЗАО «Белый ручей» в 2007 году деятельность на данном рынке не осуществляло.
         Остальные хозяйствующие субъекты (10) являются участниками неконкурентных сегментов розничного рынка электроэнергии в соответствующих географических границах с долей на них 100 %.
          Согласно расчёту доля на конкурентных сегментах розничного рынка электроэнергии в соответствующих географических границах составила:
          -  у ОАО "Вологодская сбытовая компания» (в составе соответствующей группы лиц)- 87 %,
          - у ГП ВО "Череповецкая электротеплосеть" -1,3 %,
          - у ООО «Русэнергосбыт» (в составе соответствующей группы лиц) – 9,4 %,
          - у ООО «Транснефтьсервис С» (в составе соответствующей группы лиц) – 1,4 %,
          - у ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» в лице филиала - Шекснинский район гидросооружений и судоходства - 0,8 %.
 - ОАО «Промышленная мини ТЭЦ» «Белый ручей»- 0,2%
   - ОАО «Стройэнерго» -0,4%
            Показатели уровня концентрации рынка услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии, участниками которого в соответствующих географических границах являются вышеназванные участники соответствуют высокому           уровню концентрации данного рынка.
         Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электроэнергии позволила сделать следующий вывод. Рынок услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии, участниками которого в соответствующих географических границах являются вышеназванные 7 организаций, можно считать конкурентным (т.к. деятельность участников осуществляется в основном по регулируемым тарифам, то хозяйствующие субъекты не имеют возможности влиять в одностороннем порядке на общие условия обращения электроэнергии на товарном рынке).  При этом, значительную долю рынка занимает ОАО "Вологодская сбытовая компания". Причиной этому факту, по нашему мнению, является наличие у ОАО "Вологодская сбытовая компания" в качестве контрагентов крупных организаций с энергоёмким производством (оставшихся в качестве покупателей электроэнергии у него после реорганизации ОАО «Вологдаэнерго»).
7). Во исполнение плана работы ФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе муниципальных образований) за 2007 год.
Продуктовые границы товарного рынка - услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществляют аптечные учреждения. В соответствии с законодательством к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.Согласно ОКВЭД данным видам деятельности соответствует код        52.3   Розничная торговля фармацевтическими   и   медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами
Географические границы товарного рынкагеографические границы муниципальных районов Вологодской области, а также г.г. Вологда и Череповец.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
Покупателями на данном рынке являются физические лица.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) и предоставляющие данные услуги через аптечные учреждения.
Согласно сведениям Управления Россздравнадзора по Вологодской области лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на территории Вологодской области имеют 154 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, в том числе в г.Вологде – 30, в г.Череповце- 34, иных муниципальных образованиях области – 90 юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, часть хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию, не осуществляла деятельность по предоставлению услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарамив 2007 году, а часть прекратила.
При анализе использованы данные 126 хозяйствующих субъектов, а также муниципальных образований области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
В 2007 году в области действовали 463 аптечных учреждения, общий товарооборот всех участников рынка составил 2126191, 28 тыс.руб, в том числе товароо борот лекарственных средств и изделий медицинского назначения 1623572,58 тыс.руб.(оценочно).
Определение уровня концентрации товарного рынка.
Оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке проведена на основании анализа рассчитанных долей аптечных сетей, одиночных аптечных учреждений.
Анализ показал, что товарные рынки муниципальных образований области, за исключением г.Вологды, имеют высокие показатели концентрации. В большинстве муниципальных образований области рынок развит по монопольному признаку, где доминируют 1-2 хозяйствующих субъекта. Наибольшие доли на товарных рынках всех муниципальных образований имеют государственные и муниципальные предприятия, за исключением Сокольского, Сямженского, Чагодощенского муниципальных районов, г. Вологды, где наибольшие доли имеют негосударственные аптечные учреждения. В таких районах области как Верховажский, Междуреченский, Усть-Кубинский 100% рынка занимают муниципальные аптечные учреждения.
Анализом установлено, что хозяйствующие субъекты, занимающие наибольшие доли рынка в муниципальных образованиях, как правило, представляют собой развитую сеть аптечных учреждений (аптек, аптечных пунктов, киосков). Наибольшее количество аптечных учреждений входит в такие сети, как:
- ПК «Антей» - 47 (представлена в 6 муниципальных образованиях области);
- ГУП ВО «ГПТП «Фармация» - более 20 учреждений в 4 районах области;
- МУПы и МТПП «Фармация»: Никольский район -35 учреждений, Шекснинский район – 33 учреждения, Тотемский район – 30 учреждений, г.Череповец – 19 учреждений;
- МУЗ «Кич.-Городецкая ЦРБ им. Коржавина» - 33 аптечных учреждения;
- МУЗ «Нюксенская ЦРБ»- 20 учреждений;
- ООО «Шексна - фарма» - 12 аптечных учреждений в г.г. Вологда и Череповец.
За 2006-2007 годы количество государственных и муниципальных аптечных учреждений в муниципальных образованиях области не изменилось, негосударственных увеличилось на 8 единиц: Вожегодском, Грязовецком, Кадуйском районах прибавилось по 1 аптечному учреждению, в г.Вологде – 4 учреждения. Анализ показал, что более 65% рынка области занимают аптечные учреждения государственной и муниципальной формы собственности.
Определение барьеров входа на рынок.
Основными барьерами входа на рынок являются следующие:
1.Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
2.Наличие финансовых ресурсов для организации дела.
3. Трудности с получением в аренду помещений под аптеки и аптечные пункты, высокие ставки арендной платы, коммунальные услуги.
4. Соблюдение требований к помещениям для размещения аптечных учреждений.
5.Трудности с подбором квалифицированных кадров в аптечные учреждения.
6.Присутствие на рынках муниципальных образований хозяйствующих субъектов, имеющих развитую сеть аптечных учреждений и обладающих большой рыночной силой.
7. Действия местных администраций по созданию благоприятствующих условий для муниципальных предприятий.
8. Трудности с организаций аптечных учреждений в отдаленных районах (большие транспортные расходы, низкий платежеспособный спрос населения)
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Учитывая данные настоящего анализа можно сделать вывод о том, что товарные рынки услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в муниципальных образованиях Вологодской области, за исключением г.Вологды, можно отнести к рынкам с неразвитой конкуренцией. В г.Вологда товарный рынок с недостаточно развитой конкуренцией.
Высокие уровни концентрации товарного рынка практически во всех муниципальных образованиях области свидетельствует о том, что барьеры для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов являются труднопреодолимыми.