Доклад Вологодского УФАС России по соблюдению обязательных требований. Анализ и обобщение практики применения антимонопольного законодательства на территории Вологодской области за 2 полугодие 2022 года

Контроль недобросовестной конкуренции           

    В 1 полугодии 2022 года в Управление поступило 28 заявлений о признаках нарушения ст. ст. 14.1-14.8 (действия недобросовестной конкуренции) Закона о защите конкуренции.

           В 1 полугодии 2022 года в связи с обнаружением признаков нарушения ст.ст. 14.1, 14.8 Закона о защите конкуренции Управлением хозяйствующим субъектам выдано 3 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрено 2 дела по ст.14.8 Закона о защите конкуренции.

            В качестве примеров выданных предупреждений можно привести следующие.

            Так, в Управление поступило   заявление ООО «Информ-Курьер»  на действия АО «Почта России» в лице УФПС Вологодской области. В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции. 

Управлением установлено следующее. ООО «Информ-Курьер» является оператором почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 135585 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ от 16.09.2015 на товарном рынке услуг почтовой связи. Аналогичный вид деятельности осуществляет  АО «Почта России» УФПС Вологодской области. Таким образом, ООО «Информ-Курьер» и АО «Почта России» УФПС Вологодской области обладают признаками хозяйствующих субъектов-конкурентов на товарном рынке услуг почтовой связи общего пользования в географических границах Российской Федерации, в том числе в Вологодской области.

ООО «Информ-Курьер» от заказчиков услуг почтовой связи стало известно о распространении в конце 2021 года АО «Почта России» УФПС Вологодской области письма от с несоответствующей действительности информацией, вводящей в заблуждение пользователей услуг почтовой связи относительно полномочий и возможностей оказания операторами услуг почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер», соответствующих услуг за пределами Вологодской области.

Так, в данном письме адресованного директору производственного отделения «Череповецкие электрические сети (ЧЭС) ПАО «Россети Северо-Запад» АО «Почта России» УФПС Вологодской области в частности указывает, что операторы или организации почтовой связи, за исключением АО «Почта России» (организация федеральной почтовой связи),  не могут осуществлять пересылку почтовой корреспонденции по территории РФ в связи с тем, что в соответствии с их лицензией территория оказания услуг связи ограничена, как правило, территорией субъекта РФ. 
Дальнейшая пересылка корреспонденции за пределы субъекта РФ такими юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями осуществляется с использованием ресурсов  организаций федеральной почтовой связи.
 Вместе с тем, в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи от 16.09.2015 выданной ООО «Информ-Курьер» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ территорий действия лицензии является территория Российской Федерации. Таким образом, ООО «Информ-Курьер» вправе оказывать услуги почтовой связи на территории всей Российской Федерации. В соответствии с представленной информацией и документами ООО «Информ-Курьер» ведет свою деятельность не только на территории Вологодской области.
В соответствии с информацией и документами, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок  https://zakupki.gov.ru ООО «Информ-Курьер» оказывает услуги почтовой связи на территории Архангельской области. Так, в соответствии с одним из государственных контрактов ООО «Информ-Курьер» оказывало услуги почтовой связи УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в соответствии с другим государственным контрактом ООО «Информ-Курьер» оказывало услуги почтовой связи Управлению Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Также ООО «Информ-Курьер» заключает межоператорские договоры на оказание почтовых услуг по обработке, пересылке и доставке (вручении) почтовой корреспонденции на территории иных регионов РФ.
Управление полагает, что информация, ставящая под сомнение полномочия и возможности оказания операторами услуг почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер», соответствующих услуг за пределами Вологодской области, указанная АО «Почта России» УФПС Вологодской области в письме адресованная директору производственного отделения «Череповецкие электрические сети (ЧЭС) ПАО «Россети Северо-Запад» носит неподтвержденный характер.
 Доказательства невозможности полноценного оказания операторами услуг почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер»,  соответствующих услуг за пределами Вологодской области отсутствуют, какой-либо анализ по реализации организациями почтовой связи таких услуг  АО «Почта России» УФПС Вологодской области не проводился.
  Указанная информация вводит в заблуждение потребителей услуг, почтовой связи включая производственное отделение «Череповецкие электрические сети (ЧЭС) ПАО «Россети Северо-Запад». Получив данную информацию, у потребителей услуг может создаться ложное восприятие о возможности полноценного оказания за пределами территории Вологодской области услуг почтовой связи исключительно АО «Почта России» УФПС Вологодской области, а не иными операторами почтовой связи, в том числе ООО «Информ-Курьер». 
   При таких обстоятельствах действия АО «Почта России» УФПС Вологодской области в рассматриваемом случае обладают признаками недобросовестной конкуренции, поскольку направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что может нанести вред деловой репутации ООО «Информ-Курьер» и причинить убытки. 
    Вологодское УФАС России в связи с наличием в  действиях АО «Почта России» УФПС Вологодской области признаков  нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.2 Закона о защите конкуренции,   выдало  АО «Почта России» УФПС Вологодской области  предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,  путем прекращения распространения в адрес потребителей услуг почтовой связи писем с недостоверной информацией относительно полномочий и возможностей оказания ООО «Информ-Курьер» услуг почтовой связи за пределами Вологодской области. Указанное предупреждение Управления исполнено.

 В качестве примеров дел, рассмотренных Управлением по признакам недобросовестной конкуренции, можно привести следующие.

           В Управление поступили заявления АО «Газпром газораспределение Вологда» на действия ООО «ЛенРегионГаз». В ходе рассмотрения заявлений были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. ООО «ЛенРегионГаз», как и АО «Газпром газораспределение Вологда», являются специализированными организациями в соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 (далее - Правила пользования газом), которые осуществляют деятельность по ТО ВДГО и ВКГО на территории на территории Вологодской области. В соответствии с отчетом (обзором) Вологодского УФАС России  установлено, что ООО «ЛенРегионГаз» и  АО «Газпром газораспределение Вологда»  являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на товарном рынке услуг ТО ВДГО в географических границах Вологодской области, на товарном рынке услуг ТО ВКГО в географических границах г. Вологды.
Вологодским УФАС России  установлено следующее.
В соответствии с информацией и документами, представленными в Управление было установлено, что в течении марта, апреля и июня 2021 года в адрес АО «Газпром газораспределение Вологда»  поступали  аварийные заявки граждан г. Вологды о наличии запаха газа в их квартирах. Газовое оборудование, а квартирах граждан, находилось на обслуживании АО «Газпром газораспределение Вологда» согласно заключенным договорам. По приезде аварийной бригады АО «Газпром газораспределение Вологда» было установлено, что работы по ТО ВКГО в квартирах граждан осуществило ООО «ЛенРегионГаз», при этом соответствующего договора на ТО ВКГО ООО «ЛенРегионГаз» не заключало.

          В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила поставки газа), абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (подпункт «к» пункта 21).

 Пунктом 6 Правил пользования газом установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и или внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом «исполнитель» это специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. 
В силу подпункта «г» пункта 4 Правил пользования газом безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается, в том числе надлежащей заменой оборудования. 
Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абзац 5 пункт 10 Правил пользования газом). 
На основании пункта 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем. 
Согласно требованиям пункта 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил. 
Требованиями п. 131 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что газоснабжение потребителя производится при условии организованного исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения. 
          Договоры на ТО ВКГО заключенные гражданами г. Вологды с АО «Газпром газораспределение Вологда» не расторгались и являются действующими. В рамках Договоров на ТО ВКГО АО «Газпром газораспределение Вологда» выполняются работы по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, кроме того, осуществляется аварийно-диспетчерское обеспечение. 
В силу пункта 1.5 Договоров на ТО ВКГО работы по ремонту и замене оборудования, входящего в состав ВДГО, также выполняется Обществом на основании заявок Заказчиков. 
Следовательно, только АО «Газпром газораспределение Вологда» на основании Договора на ТО ВКГО обязано выполнять любые работы по ТО ВКГО, установленного в квартире  вышеуказанных граждан. 
Иные лица не вправе выполнять какие-либо работы по ремонту и замене газового оборудования в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования с абонентами. 
Управлением не установлено наличие у вышеуказанных граждан договоров о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, заключенных с ООО «ЛенРегионГаз». 
Таким образом, ООО «ЛенРегионГаз» в нарушение положений Правил пользования газом и Правил предоставления коммунальных услуг, а именно в отсутствие заключенных с гражданами договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, представляясь исполнителем по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, провело работы по ТО ВКГО в их квартирах. 
Указанными недобросовестными действиями ООО «ЛенРегионГаз» получает неправомерные доходы, чем причиняются убытки АО «Газпром газораспределение Вологда», так как все работы по техническому обслуживанию, ремонту и замене газового оборудования, принадлежащего гражданам   вправе выполнять и получать соответствующие оплаты только АО «Газпром газораспределение Вологда» согласно заключенным договорам, в связи, с чем действия ООО «ЛенРегионГаз» является недобросовестной конкуренцией в отношении АО «Газпром газораспределение Вологда».     
По результатам рассмотрения дела 24.02.2022  вышеуказанные действия ООО «ЛенРегионГаз» признаны недобросовестной конкуренцией. Также на ООО «ЛенРегионГаз» был по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ был наложен административный штраф, который уплачен.

 

         Контроль соблюдения Закона о рекламе

Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами, а так же индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдает предписания об устранении нарушений и возбуждает административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 
В 1 полугодии 2022 года в Управление поступило 25 обращений о признаках нарушения ФЗ «О рекламе». 
В 1 полугодии 2022 года Управлением по выявленным фактам нарушения рекламного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов было возбуждено 3 дела. 
В качестве примеров дела, рассмотренного в 1 полугодии 2022 года можно привести следующее. 
В ходе рассмотрения обращения Северо-Западного главного управления Центрального Банка РФ было установлено распространение рекламы в еженедельной газете «Устюжаночка» от 02.09.2021 г. № 34 рекламы «Материнский капитал. Займы.. сайт: ИЩЕМ-ДОМ.РФ». Также в своем обращении заявитель указал на признаки нарушения рекламного законодательства на сайте «https://vk.com/ischemdom» в группе «В Контакте» под названием «#ищемДОМ Недвижимость В. Устюг Квартиры Дома».
Управлением в ходе осмотра сайте «https://vk.com/ischemdom» в группе «В Контакте» под названием «#ищемДОМ Недвижимость В. Устюг Квартиры Дома», установлено, что на момент рассмотрения данного дела там размещалась реклама следующего содержания: «Займы на покупку и строительство жилья под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ..», во вкладке «Информация». 
Рассмотрев материалы дела,  Комиссия пришла к выводу, что обе рекламы являются ненадлежащими.
В силу ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество). 
Вместе с тем, согласно материалам дела, в еженедельной газете «Устюжаночка» от 02.09.2021 г. №34, размещалась реклама «Материнский капитал. Займы.. сайт: ИЩЕМ-ДОМ.РФ», в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. 
Также на сайте «https://vk.com/ischemdom» в группе «В Контакте» под названием «#ищемДОМ Недвижимость В. Устюг Квартиры Дома», в нарушение требований указанной нормы, размещалась реклама следующего содержания: «Займы на покупку и строительство жилья под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ..», без  наименования или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. 
Из материалов дела следует, что указанные услуги осуществляет кредитно- потребительский кооператив «Траст Эвент Клаб» (ИНН 2301089542). Согласно данным официального сайта Банка России 26.10.2021 сведения об КПК «Траст Эвент Клаб» имеются в государственном реестра кпк организаций Банка России (запись №672). 
Отсюда следует, что КПК «Траст Эвент Клаб» имеет право осуществлять деятельность по предоставлению займов потребителям. 
Вместе с тем, при размещении вышеуказанной рекламной информации в газете и на сайте, было допущено нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», ввиду отсутствия наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

В силу части 4 статьи 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель и рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28, названного Федерального закона. Рекламодателем данной рекламы является Ковригин А.А., что подтверждается договором от 25.01.2021 г. Рекламораспрорстранителем данной рекламы является должностное лицо ООО «Устюжаночка», главный редактор СМИ «Устюжаночка» Седелков Юрий Александрович, что подтверждается договором от 01.08.2021 г. Решением Управления от 09.02.2022 данная реклама признанна ненадлежащей.  Ковригину А.А. было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которое исполнено.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции)

В первом полугодии рассмотрено 159 заявлений физических и юридических лиц в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, связи, жилищно-коммунального хозяйства и других. По всем из них отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства. 
Из 159 заявлений 9 поступило на субъекты естественных монополий, 150 – на прочие хозяйствующие субъекты. 
В заявлениях указаны следующие нарушения: 135  – установление и поддержание монопольно высокой цены товара; 5 – навязывание невыгодных условий договора; 3 – необоснованное прекращение производства товара; 4 – необоснованный отказ от заключения договора; 3 – нарушение порядка ценообразования; 9 – прочие нарушения.

Соблюдение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям (ст. 9.21 КоАП РФ)

По статье 9.21 КоАП РФ в первом полугодии 2022 года возбуждено 21 дело об административном правонарушении – все в отношении сетевых компаний в связи с нарушениями ими Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. 
Наиболее распространенным нарушением остается нарушение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по подключению к электрическим сетям. 
Принято 15 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 850 тысяч рублей.