О Правилах пользования газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению
О Правилах пользования газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" были утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила от 14.05.2013 г. N 410). Данные Правила от 14.05.2013 г. N 410 содержали отдельные пункты, которые наделяли только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по трубопроводу, исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору о техническом обслуживании. Т.е. данные Правила от 14.05.2013 г. N 410 содержали нормы, направленные на искусственную монополизацию рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и, соответственно, на ограничение/устранение конкуренции на указанном рынке.
В результате этого, хозяйствующие субъекты не являющиеся газораспределительными организациями и осуществлявшие, в том числе, до момента вступления в силу Правил от 14.05.2013 г. N 410 , работы по ТО ВДГО, а также работы по установке, замене и обслуживанию приборов учета газа и газоиспользующего оборудования, имеющие в своем штате необходимый квалифицированный персонал и в некоторых случаях собственную аварийно-диспетчерскую службу, были лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Кроме того, в связи с принятием Правил от 14.05.2013 г. N 410, поставщики газа отказывали потребителям в опломбировке приборов учета газа, установленных сторонними организациями.
В связи с вышеизложенным, отдельные положения Правил от 14.05.2013 г. N 410 привели к полной монополизации данного рынка, устранению конкуренции, а также к лишению потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования.
10.12.2013 г. решением Верховного суда РФ указанные пункты (2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80) Правил от 14.05.2013 г. N 410 были признаны недействующими в части наделения газораспределительной организации исключительными полномочиями осуществления деятельности по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В результате, была пресечена возможность на законодательном уровне монополизации рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
С учетом изложенного, в настоящее время потребители коммунальной услуги по газоснабжению вправе заключить договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не только с газораспределительной организацией, к сетям которой присоединены потребители, но с любой другой организацией, которая в соответствии с действующим законодательством осуществляет аналогичную деятельность. При этом поставщик газа не вправе отказывать потребителю:
- в заключение договора поставки газа лишь на том основании, что у последнего заключен договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не с газораспределительной организацией к сетям которой присоединен потребитель,
- в опломбировке приборов учета газа, установленных организациями не являющихся газораспределительными.
Таким образом, в настоящее время действия поставщиков газа по отказу в опломбировке установленных иными организациями приборов учета газа, а также приостановление обязательств по поставке газа в рамках заключенных договоров (по причине отсутствия у потребителя заключенного с газораспределительной организацией договора на оказание услуг по ТО ВДГО) могут содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.