• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ №3-15/14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №3-15/14
Дата публикации: 10 ноября 2014, 11:22

  ГУ МЧС России

по Вологодской области

ул. Мальцева, 41

г. Вологда, 160009

 

ООО «Служба пожарного

мониторинга-35»

ул. Октябрьская, 66,

г. Вологда, 160004

 

ООО «Пожсервис»

ул. Предтеченская, д.75а,

г. Вологда, 160000

 

РЕШЕНИЕ №3-15/14

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» октября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

 

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ульяновская Наталья Вадимовна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №3-15/14 по признакам нарушения ГУ МЧС России по Вологодской области, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Мальцева, д.41, и ООО «Служба пожарного мониторинга-35», расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, д.53А, офис 8, части 3 статьи 15 и части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением ФАС России по Вологодской области во исполнение поручения                № КА/41138/13 от 21.10.2013 в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства проведены проверочные мероприятия в отношении ГУ МЧС России по Вологодской области (далее – ГУ МЧС) и ООО «Служба пожарного мониторинга-35» (далее – «СПМ-35») в части использования программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК), наличия достижения договоренности между указанными выше субъектами, передачи полномочий подразделением ГУ МЧС коммерческим структурам, направленных на ограничение конкуренции на специализированном рынке противопожарного оборудования.

В результате проверки были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.

По информации, представленной ГУ МЧС письмом от 18.12.2013 года №9725-2, аккредитованными организациями ПАК установлены в  ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Вологодской области», ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «7 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» на основании договоров на сервисное обслуживание ПАК.

Предметом договоров является безвозмездное выполнение комплекса мероприятий по поддержанию работоспособности оборудования, своевременная реакция на поступающие вызовы путем оказания консультационных услуг по телефону либо выезда специалиста.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» регулируются общие правовые,  экономические и социальные основы пожарной безопасности в Российской Федерации. В соответствии с положениями данного Федерального закона одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования  в области пожарной безопасности, а также общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно – технической продукции и продукции общего назначения установлены положениями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 5 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно – технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Статьей 83 Технического регламента обозначены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. В частности частью 7 указанной статьи предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно – контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

В соответствии с требованиями п.14.4 Свода правил 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. В безусловном порядке вывод извещений о пожаре в пожарную охрану необходим для объектов защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф 4.1, независимо от наличия на них персонала, ведущего круглосуточное дежурство.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2009 №743 принят на снабжение в системе МЧС России программно - аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (ПАК «Стрелец – Мониторинг»).

Данный комплекс разработан ФГБУ ВНИИПО МЧС России во исполнение поручений Президента России от 12.03.2009 №Пр-567, от 13.11.2009 №Пр-3021 для обеспечения автоматизированного вызова сил подразделений Федеральной противопожарной службы МЧС России на социально – значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2.1.9 Приказ МЧС России от 05.05.2008 №240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ согласно Расписанию выезда производится, в том числе, при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента РФ от 11.07.2004 №868, одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что в целях пожарной безопасности  в соответствии со своими функциональными обязанностями подразделения МЧС осуществляют прием сигнала о возникновении пожара с социально – значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей (объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1) посредством ПАК, разработанным в соответствии с Техническим регламентом, и выезд на данные объекты безвозмездно. То есть за противопожарную защиту объекта в предусмотренном законодательстве порядке, которая включает в себя подключение, отключение, переподключение объектов защиты к приемно – контрольным приборам подразделения пожарной охраны, несет ответственность подразделения МЧС России.

В соответствии с письмом ГУ МЧС от 18.12.2013 №9725-2 техническое обслуживание объектового оборудования может осуществлять любая организация, имеющая лицензию МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Условий о взимании платы за подключение объектового оборудования либо иных требований, не предусмотренных действующим законодательством, данными Положениями не предусмотрено.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные договоры сервисного обслуживания ПАК не направлены на обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, а напротив, имеют своей целью более эффективное и качественное выполнение функций в области своевременного предупреждения фактов пожара и передачи сигнала в подразделения МЧС. Следовательно, деятельность отрядов по взаимодействию с аккредитованными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК «Стрелец – Мониторинг» на безвозмездной основе, при подключении объектов защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг» направлена на осуществление своих прямых функций согласно установленным полномочиям в рамках поручений и рекомендаций правовых актов органов власти.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и  такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Действия как отрядов как подразделений МЧС, так и аккредитованных организаций по подключению объектового оборудования, установленного на объектах защиты, к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг», установленному в подразделениях ФГКУ, не являются услугой в смысле, установленном Федеральным законом «О защите конкуренции», поскольку такое подключение объектов защиты функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1 является обязанностью подразделений МЧС России и не может содержать каких - либо материальных условий.

Таким образом, данные услуги не могут рассматриваться с точки зрения антимонопольного законодательства ввиду отсутствия товарного рынка при производстве монтажа, технического обслуживания ПАК «Стрелец – Мониторинг», а также при осуществлении иных мероприятий, связанных с подключением объектового оборудования, установленного на объектах защиты, к  оборудованию, установленному в подразделениях МЧС.

Относительно наличия соглашения между ГУ МЧС, подразделений МЧС и хозяйствующими субъектами по предоставлению преимущества аккредитованным ЗАО «Аргус – Спектр», в том числе по передаче выделенного радиосигнала для информирования подразделений, организациям на товарном рынке монтажа и технического обслуживания объектового оборудования, устанавливаемого на объектах защиты класса функциональной опасности Ф 1.1, Ф 4.1, Комиссией не выявлено документов либо иных доказательств, свидетельствующих о наличии такого соглашения.

Письма ГУ МЧС от 14.02.2014 №235-2-6, от 01.04.2014 №615-2-6 с указаниями о подключении объектов защиты аккредитованными организациями не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку согласно разъяснениям завода – изготовителя ПАК подключение объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг» может осуществлять только организация, обслуживающая данное пультовое оборудование (данное условие не распространяется на монтаж и техническое обслуживание объектового оборудования).

 

При таких установленных по делу обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Дело №3-15/14 в отношении ГУ МЧС России по Вологодской области и ООО «СПМ-35» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

stdClass Object ( [vid] => 9662 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ №3-15/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9662 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415607849 [changed] => 1415607849 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415607849 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  ГУ МЧС России

по Вологодской области

ул. Мальцева, 41

г. Вологда, 160009

 

ООО «Служба пожарного

мониторинга-35»

ул. Октябрьская, 66,

г. Вологда, 160004

 

ООО «Пожсервис»

ул. Предтеченская, д.75а,

г. Вологда, 160000

 

РЕШЕНИЕ №3-15/14

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» октября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

 

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ульяновская Наталья Вадимовна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №3-15/14 по признакам нарушения ГУ МЧС России по Вологодской области, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Мальцева, д.41, и ООО «Служба пожарного мониторинга-35», расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, д.53А, офис 8, части 3 статьи 15 и части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением ФАС России по Вологодской области во исполнение поручения                № КА/41138/13 от 21.10.2013 в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства проведены проверочные мероприятия в отношении ГУ МЧС России по Вологодской области (далее – ГУ МЧС) и ООО «Служба пожарного мониторинга-35» (далее – «СПМ-35») в части использования программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК), наличия достижения договоренности между указанными выше субъектами, передачи полномочий подразделением ГУ МЧС коммерческим структурам, направленных на ограничение конкуренции на специализированном рынке противопожарного оборудования.

В результате проверки были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.

По информации, представленной ГУ МЧС письмом от 18.12.2013 года №9725-2, аккредитованными организациями ПАК установлены в  ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Вологодской области», ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «7 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» на основании договоров на сервисное обслуживание ПАК.

Предметом договоров является безвозмездное выполнение комплекса мероприятий по поддержанию работоспособности оборудования, своевременная реакция на поступающие вызовы путем оказания консультационных услуг по телефону либо выезда специалиста.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» регулируются общие правовые,  экономические и социальные основы пожарной безопасности в Российской Федерации. В соответствии с положениями данного Федерального закона одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования  в области пожарной безопасности, а также общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно – технической продукции и продукции общего назначения установлены положениями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 5 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно – технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Статьей 83 Технического регламента обозначены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. В частности частью 7 указанной статьи предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно – контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

В соответствии с требованиями п.14.4 Свода правил 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. В безусловном порядке вывод извещений о пожаре в пожарную охрану необходим для объектов защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф 4.1, независимо от наличия на них персонала, ведущего круглосуточное дежурство.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2009 №743 принят на снабжение в системе МЧС России программно - аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (ПАК «Стрелец – Мониторинг»).

Данный комплекс разработан ФГБУ ВНИИПО МЧС России во исполнение поручений Президента России от 12.03.2009 №Пр-567, от 13.11.2009 №Пр-3021 для обеспечения автоматизированного вызова сил подразделений Федеральной противопожарной службы МЧС России на социально – значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2.1.9 Приказ МЧС России от 05.05.2008 №240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ согласно Расписанию выезда производится, в том числе, при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента РФ от 11.07.2004 №868, одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что в целях пожарной безопасности  в соответствии со своими функциональными обязанностями подразделения МЧС осуществляют прием сигнала о возникновении пожара с социально – значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей (объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1) посредством ПАК, разработанным в соответствии с Техническим регламентом, и выезд на данные объекты безвозмездно. То есть за противопожарную защиту объекта в предусмотренном законодательстве порядке, которая включает в себя подключение, отключение, переподключение объектов защиты к приемно – контрольным приборам подразделения пожарной охраны, несет ответственность подразделения МЧС России.

В соответствии с письмом ГУ МЧС от 18.12.2013 №9725-2 техническое обслуживание объектового оборудования может осуществлять любая организация, имеющая лицензию МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Условий о взимании платы за подключение объектового оборудования либо иных требований, не предусмотренных действующим законодательством, данными Положениями не предусмотрено.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные договоры сервисного обслуживания ПАК не направлены на обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, а напротив, имеют своей целью более эффективное и качественное выполнение функций в области своевременного предупреждения фактов пожара и передачи сигнала в подразделения МЧС. Следовательно, деятельность отрядов по взаимодействию с аккредитованными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК «Стрелец – Мониторинг» на безвозмездной основе, при подключении объектов защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг» направлена на осуществление своих прямых функций согласно установленным полномочиям в рамках поручений и рекомендаций правовых актов органов власти.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и  такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Действия как отрядов как подразделений МЧС, так и аккредитованных организаций по подключению объектового оборудования, установленного на объектах защиты, к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг», установленному в подразделениях ФГКУ, не являются услугой в смысле, установленном Федеральным законом «О защите конкуренции», поскольку такое подключение объектов защиты функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1 является обязанностью подразделений МЧС России и не может содержать каких - либо материальных условий.

Таким образом, данные услуги не могут рассматриваться с точки зрения антимонопольного законодательства ввиду отсутствия товарного рынка при производстве монтажа, технического обслуживания ПАК «Стрелец – Мониторинг», а также при осуществлении иных мероприятий, связанных с подключением объектового оборудования, установленного на объектах защиты, к  оборудованию, установленному в подразделениях МЧС.

Относительно наличия соглашения между ГУ МЧС, подразделений МЧС и хозяйствующими субъектами по предоставлению преимущества аккредитованным ЗАО «Аргус – Спектр», в том числе по передаче выделенного радиосигнала для информирования подразделений, организациям на товарном рынке монтажа и технического обслуживания объектового оборудования, устанавливаемого на объектах защиты класса функциональной опасности Ф 1.1, Ф 4.1, Комиссией не выявлено документов либо иных доказательств, свидетельствующих о наличии такого соглашения.

Письма ГУ МЧС от 14.02.2014 №235-2-6, от 01.04.2014 №615-2-6 с указаниями о подключении объектов защиты аккредитованными организациями не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку согласно разъяснениям завода – изготовителя ПАК подключение объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг» может осуществлять только организация, обслуживающая данное пультовое оборудование (данное условие не распространяется на монтаж и техническое обслуживание объектового оборудования).

 

При таких установленных по делу обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Дело №3-15/14 в отношении ГУ МЧС России по Вологодской области и ООО «СПМ-35» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  ГУ МЧС России

по Вологодской области

ул. Мальцева, 41

г. Вологда, 160009

 

ООО «Служба пожарного

мониторинга-35»

ул. Октябрьская, 66,

г. Вологда, 160004

 

ООО «Пожсервис»

ул. Предтеченская, д.75а,

г. Вологда, 160000

 

РЕШЕНИЕ №3-15/14

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» октября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

 

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ульяновская Наталья Вадимовна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №3-15/14 по признакам нарушения ГУ МЧС России по Вологодской области, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Мальцева, д.41, и ООО «Служба пожарного мониторинга-35», расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, д.53А, офис 8, части 3 статьи 15 и части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением ФАС России по Вологодской области во исполнение поручения                № КА/41138/13 от 21.10.2013 в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства проведены проверочные мероприятия в отношении ГУ МЧС России по Вологодской области (далее – ГУ МЧС) и ООО «Служба пожарного мониторинга-35» (далее – «СПМ-35») в части использования программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК), наличия достижения договоренности между указанными выше субъектами, передачи полномочий подразделением ГУ МЧС коммерческим структурам, направленных на ограничение конкуренции на специализированном рынке противопожарного оборудования.

В результате проверки были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.

По информации, представленной ГУ МЧС письмом от 18.12.2013 года №9725-2, аккредитованными организациями ПАК установлены в  ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Вологодской области», ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «7 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области», ФГКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» на основании договоров на сервисное обслуживание ПАК.

Предметом договоров является безвозмездное выполнение комплекса мероприятий по поддержанию работоспособности оборудования, своевременная реакция на поступающие вызовы путем оказания консультационных услуг по телефону либо выезда специалиста.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» регулируются общие правовые,  экономические и социальные основы пожарной безопасности в Российской Федерации. В соответствии с положениями данного Федерального закона одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования  в области пожарной безопасности, а также общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно – технической продукции и продукции общего назначения установлены положениями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 5 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно – технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Статьей 83 Технического регламента обозначены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. В частности частью 7 указанной статьи предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно – контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

В соответствии с требованиями п.14.4 Свода правил 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. В безусловном порядке вывод извещений о пожаре в пожарную охрану необходим для объектов защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф 4.1, независимо от наличия на них персонала, ведущего круглосуточное дежурство.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2009 №743 принят на снабжение в системе МЧС России программно - аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (ПАК «Стрелец – Мониторинг»).

Данный комплекс разработан ФГБУ ВНИИПО МЧС России во исполнение поручений Президента России от 12.03.2009 №Пр-567, от 13.11.2009 №Пр-3021 для обеспечения автоматизированного вызова сил подразделений Федеральной противопожарной службы МЧС России на социально – значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2.1.9 Приказ МЧС России от 05.05.2008 №240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ согласно Расписанию выезда производится, в том числе, при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента РФ от 11.07.2004 №868, одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что в целях пожарной безопасности  в соответствии со своими функциональными обязанностями подразделения МЧС осуществляют прием сигнала о возникновении пожара с социально – значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей (объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1) посредством ПАК, разработанным в соответствии с Техническим регламентом, и выезд на данные объекты безвозмездно. То есть за противопожарную защиту объекта в предусмотренном законодательстве порядке, которая включает в себя подключение, отключение, переподключение объектов защиты к приемно – контрольным приборам подразделения пожарной охраны, несет ответственность подразделения МЧС России.

В соответствии с письмом ГУ МЧС от 18.12.2013 №9725-2 техническое обслуживание объектового оборудования может осуществлять любая организация, имеющая лицензию МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Условий о взимании платы за подключение объектового оборудования либо иных требований, не предусмотренных действующим законодательством, данными Положениями не предусмотрено.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные договоры сервисного обслуживания ПАК не направлены на обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, а напротив, имеют своей целью более эффективное и качественное выполнение функций в области своевременного предупреждения фактов пожара и передачи сигнала в подразделения МЧС. Следовательно, деятельность отрядов по взаимодействию с аккредитованными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК «Стрелец – Мониторинг» на безвозмездной основе, при подключении объектов защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг» направлена на осуществление своих прямых функций согласно установленным полномочиям в рамках поручений и рекомендаций правовых актов органов власти.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и  такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Действия как отрядов как подразделений МЧС, так и аккредитованных организаций по подключению объектового оборудования, установленного на объектах защиты, к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг», установленному в подразделениях ФГКУ, не являются услугой в смысле, установленном Федеральным законом «О защите конкуренции», поскольку такое подключение объектов защиты функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1 является обязанностью подразделений МЧС России и не может содержать каких - либо материальных условий.

Таким образом, данные услуги не могут рассматриваться с точки зрения антимонопольного законодательства ввиду отсутствия товарного рынка при производстве монтажа, технического обслуживания ПАК «Стрелец – Мониторинг», а также при осуществлении иных мероприятий, связанных с подключением объектового оборудования, установленного на объектах защиты, к  оборудованию, установленному в подразделениях МЧС.

Относительно наличия соглашения между ГУ МЧС, подразделений МЧС и хозяйствующими субъектами по предоставлению преимущества аккредитованным ЗАО «Аргус – Спектр», в том числе по передаче выделенного радиосигнала для информирования подразделений, организациям на товарном рынке монтажа и технического обслуживания объектового оборудования, устанавливаемого на объектах защиты класса функциональной опасности Ф 1.1, Ф 4.1, Комиссией не выявлено документов либо иных доказательств, свидетельствующих о наличии такого соглашения.

Письма ГУ МЧС от 14.02.2014 №235-2-6, от 01.04.2014 №615-2-6 с указаниями о подключении объектов защиты аккредитованными организациями не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку согласно разъяснениям завода – изготовителя ПАК подключение объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец – Мониторинг» может осуществлять только организация, обслуживающая данное пультовое оборудование (данное условие не распространяется на монтаж и техническое обслуживание объектового оборудования).

 

При таких установленных по делу обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Дело №3-15/14 в отношении ГУ МЧС России по Вологодской области и ООО «СПМ-35» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №3-15/14 [format] => [safe_value] => №3-15/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-10 08:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-22 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415607849 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )