• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Пора сливаться.

Антимонопольная служба одобрила крупнейшую в истории России сделку по слиянию двух торговых сетей — «М.Видео» и «Эльдорадо». Если слияние двух торговых гигантов состоится, то оно затронет и Вологодскую область.

Несколько лет назад их объединение уже обсуждалось, правда, тогда речь шла о том, что чешская PPF Group, которой принадлежит «Эльдорадо», приобретёт сеть магазинов «М.Видео». Впрочем, тогда договорённости достичь не удалось — стороны не сошлись в цене. А теперь всё ровно наоборот — слияние идёт под диктовку владельцев «М.Видео».

Разговоры об объединении начались этой весной, но главным вопросом оставалась позиция антимонопольной службы — без её согласия сделка состояться не может. И вот на минувшей неделе ФАС одобрила ходатайство ООО «М.Видео Менеджмент» о приобретении 100% долей в уставном капитале конкурентов.

На начало апреля 2013 года у «М.Видео» было 305 гипермаркетов, а у «Эльдорадо» — 396, и ещё около 300 магазинов, работающих по франшизе. По итогам 2012 года оборот «М.Видео» увеличился примерно на 19% и превысил 157 миллиардов рублей, а продажи «Эльдорадо» выросли приблизительно на 15% и достигли 112 миллиардов. Отметим, что лидеры развивались быстрее остальных — средний рост в этой сфере продаж составил меньше 11%.

Сейчас доля «М.Видео» на внутреннем рынке составляет порядка 12,2%, а доля «Эльдорадо» — 8,6%. Вместе они занимают 20,8% рынка, и это российскими законами разрешено. Однако в подавляющем большинстве регионов, где представлены обе компании, объединённая сеть получит больше 35% в своём секторе, и это уже нарушение антимонопольного законодательства. А в десяти регионах из сорока доля компании превысит 50% рынка. Именно поэтому ФАС выдала предписание сократить число торговых площадей там, где это необходимо. Для того чтобы выполнить предписание, у ритейлеров есть полгода.

В предписании антимонопольщиков упомянуты 35 регионов, то есть почти все, где есть и «М.Видео», и «Эльдорадо». Неудивительно, что в их число попала и Вологодская область. Хотя в «М.Видео» не раскрывают точный объём регионального рынка, занимаемый компанией, некоторые выводы можно сделать по открытым источникам.

В Москве у крупнейшей торговой сети пятьдесят магазинов, в Санкт-Петербурге — пятнадцать, в Нижнем Новгороде — семь. В таких крупных городах, как Пермь, Самара и Уфа — по четыре. А в Вологде — три, это столько же, сколько в Воронеже, Красноярске, Саратове или Тольятти. Напомним, все эти города значительно больше нашего. Логично предположить, что вместе с «Эльдорадо» сеть получит очень значительную долю вологодского рынка, а, стало быть, и сокращаться тоже придётся серьёзно.

Впрочем, руководитель управления по связям с общественностью «М.Видео» Антон Пантелеев сообщил, что сделка как таковая ещё не заключена, поэтому говорить о её конкретных последствиях, в том числе и о закрытии магазинов, не имеет смысла.

В областном управлении антимонопольной службы нам пояснили, что не готовы комментировать решения ФАС, поскольку не работали над документами и владеют только теми сведениями, которые размещены на официальном сайте ведомства.

Для местной экономики главными вопросами, очевидно, являются налоговые отчисления и рабочие места, для потребителя же — цены на электронику и бытовую технику. Но, по мнению большинства экспертов, серьёзного влияния на их стоимость слияние двух гигантов не окажет. Даже контролируя одну пятую рынка, объединённая торговая сеть не сможет навязывать более высокие цены.

 

 

Иван Беляев