Право на покой.

 

Право на покой

Многие вологжане получают смс-рекламу, однако торговая точка обязана прекратить рассылку по первому требованию абонента. В противном случае ее ожидает штраф. | Фото Владимира Пешкова

 

Возмущенная смс-спамом вологжанка узнала, что привлечение виновников к ответственности будет стоить ей 12 рублей.

 

 

«Моя страсть — шопинг, — рассказывает Олеся Маркина (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ». — И в магазинах, где я что-то купила, мне нередко предлагают оставить номер телефона, чтобы информировать о новых поступлениях. Так делают многие, и я несколько лет назад опрометчиво оставляла свой номер практически везде, где мне это предлагали...»

Многие вологжане получают смс-рекламу от торговых точек и организаций, клиентами которых являются. Зачастую это удобно, так как можно не бояться пропустить выгодные скидки и акции, но многим людям такой поток коммерческой информации просто не нужен. Кого-то 5-6 смс в неделю не обременяет, а кто-то хотел бы уменьшить количество такой рекламы.

 

Лишняя возня?

Постепенно Олеся поняла, что многие рекламные смс ей не нужны — они приходят слишком часто, при этом во многих магазинах, которым она давала согласие на рассылку, покупательница бывать перестала и интерес к их продукции утратила. «Поэтому я стала звонить во все эти торговые точки и просить исключить меня из рекламной рассылки, — говорит вологжанка. — Надо сказать, в большинстве отделов на мою просьбу реагировали адекватно и слать рекламу переставали. Но некоторые меня просто возмутили!»

Так, «не сдался» сэконд-хэнд, расположенный в районе магазина «Элма». Телефон, с которого магазин, бывало, даже по три раза за неделю слал свои смс, оказался нерабочим — по нему можно было только оставить сообщение, но не связаться с продавцами или владельцами. И тогда Олеся пришла в этот подвальный магазин лично. «Я попросила продавца исключить мой номер из рассылки, — вспоминает девушка. — Однако продавец отреагировала на это естественное и законное пожелание весьма нелюбезно. Заявила, что сразу не надо было давать телефон. Когда я продиктовала ей свой номер, на который больше не хочу получать смс, она продолжала ворчать: мол, люди сами не знают, чего хотят — то присылать, то не присылать... И откровенно заявила, что хотя она и передаст хозяину отдела мою просьбу, искать мой телефон в базе он вряд ли будет, так как с этим слишком много хлопот». Это окончательно вывело бывшую клиентку из себя: «Почему холдинг «Золотой ключик», у которого клиентов, мягко говоря, гораздо больше, чем у какой-то подвальной барахолки, моментально исключил меня из базы по первому звонку, а сэконд-хэнд считает, что это для него «лишняя возня»?!»

Через пару дней стало ясно, что магазин на ее просьбу наплевал: смс продолжали приходить, оповещая о растущих скидках... Олеся Маркина, для которой после поведения продавщицы добиться своего стало делом принципа, решила действовать по-другому.

«К сожалению, мой телефон не имеет возможности составлять собственный «черный список», — рассказывает она. — Есть модели, которые сами блокируют ненужные номера, но мой к таким не относится. А сотовый оператор сказал, что услуга «черный список» стоит 4 рубля в день». Платить 120 рублей в месяц из-за сэконд-хэнда девушка не захотела. «Это уж слишком!» — решила она. И отправилась в антимонопольное управление, чтобы узнать, есть ли возможность подешевле привлечь администрацию назойливого магазина к ответственности.

Дешево и сердито

Как пояснила пресс-секретарь Управления ФАС по Вологодской области Ольга Прусакова, право абонента получать либо не получать рекламу по сотовой связи регламентирует статья 18 ФЗ «О рекламе». «Распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, — цитирует закон Ольга Николаевна. — Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Штраф за рассылку нежелательной для абонента рекламы — от 4 тысяч рублей на физическое лицо (индивидуального предпринимателя) и от 100 тысяч рублей — на юрлицо.

«В одном из магазинов, куда я позвонила, чтобы мне перестали слать смс, мне сказали, что я должна подойти и написать заявление, — рассказывает Олеся Маркина. — Но это, как оказалось, неправомерное требование. Закон «О рекламе» не оговаривает, в какой форме гражданин должен оповестить магазин об отказе от рассылки, соответственно, отказаться устно не запрещено». Как известно, далеко не все торгующие организации просят своих клиентов заполнять специальные анкеты и бланки, указывая свои данные. В некоторых отделах висит список, куда клиенты могут сами вписать номера своих телефонов, но в большинстве магазинов контакты клиентов просто записывают в тетрадь сами продавцы и, соответственно, они не могут даже ссылаться на то, что получили телефон от самого клиента. «Я не давала магазину письменного согласия, соответственно, он не сможет доказать, что получил мой номер законным путем, и ему легче выполнить мою просьбу, чем объясняться в ФАС, — считает Олеся. — Впрочем, даже если я и дала письменное согласие, я имею право в любой момент его отозвать без объяснения причин».

В ФАС с девушкой согласны. Ей объяснили, какие документы для привлечения магазина к ответственности за недобросовестную рекламу нужно предоставить в управление: копию своего договора с сотовой компанией об обслуживании — это доказывает, что данный номер принадлежит данному заявителю и услуги предоставляются на определенных условиях (если у клиента этот документ не сохранился, его копию выдадут в офисе оператора); распечатку номеров, с которых были получены смс-сообщения; фото содержания смс. «Распечатка смс за один день стоит у моего оператора три рубля, — рассказывает Олеся Маркина. — Мне нужны были сведения за четыре дня, соответственно, я заплатила 12 рублей. Надеюсь, антимонопольщики смогут объяснить сэконд-хэнду и другим спамерам то, что я объяснить не смогла».

Ольга Ильинская

 

 

Наша справка

Ст. 18 ФЗ «О рекламе» также не допускает распространение рекламы на телефонные номера методом автоматической рассылки или с помощью автодозвона.

Если номер, с которого рассылается реклама, зарегистрирован на лицо, не имеющее отношения к рекламируемым им товарам или услугам, к ответственности будет привлечен не руководитель торговой точки, а именно владелец данного номера.

Если телефонный номер, с которого рассылают смс, скрыт для абонента — то есть обозначен как некий адресат с собственным именем, органы ФАС имеют полномочия провести расследование для установления личности рассылающего.